ГИССЕНСКИЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК

ГИССЕНСКИЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК

Гиссенский тест (ОН, ОНА)

Фамилия ___________________________________________________________________________

Профессия __________________________________________________________________________

Дата рождения ______________________________________________________________________

Дата исследования___________________________________________________________________

В этом опроснике речь идет о том, как вы видите и оцениваете определенных людей. Пожалуйста, отметьте свое впечатление на шкале, обведя соответствующую цифру в шкале.

Центр шкалы — 0, вправо и влево она простирается от 1 до 3.

«0» означает, что вы считаете поведение этого человека ничем не отличающимся от поведения других людей. Например, в пункте 1: если вы считаете, что человек, которого надо оценить, ни терпелив, ни нетерпелив по сравнению с другими людьми, то обведите, пожалуйста, кружком «0». Если его поведение отклоняется в ту или иную сторону, то обведите, пожалуйста, кружком соответственно 1, 2 или 3.

1. У меня впечатление, что он (она) скорее нетерпеливый 3 2 1 0 1 2 3 скорее терпеливый человек
2. Я полагаю, что он (она) скорее стремится к общению 3 2 1 0 1 2 3 скорее избегает общения
3. Я считаю, что он (она) обычно предпочитает руководить другими людьми 3 2 1 0 1 2 3 предпочитает, чтобы им (ею) руководили
4. Я думаю, что изменение внешних условий жизни очень сильно повлияло бы на его (ее) душевное состояние 3 2 1 0 1 2 3 очень мало повлияло бы на его (ее) душевное состояние
5. У меня впечатление, что он (она) довольно редко 3 2 1 0 1 2 3 довольно часто обеспокоен(а) своими внутренними проблемами
6. Мне кажется, что он (она) скорее склонен (склонна) подавлять гнев и досаду 3 2 1 0 1 2 3 скорее не склонен (склонна) подавлять гнев и досаду
7. Мне кажется, что для него (нее) очень важно 3 2 1 0 1 2 3 почти совсем не важно в чем-то превосходить других людей
8. Я полагаю, что он (она) считает себя не склонным к тревоге человеком 3 2 1 0 1 2 3 очень склонным к тревоге человеком
9. У меня впечатление, что люди, в общем, высоко оценивают его (ее) успехи в работе 3 2 1 0 1 2 3 скорее невысоко оценивают  
10. Я полагаю, что к другим людям он (она) скорее испытывает полное доверие 3 2 1 0 1 2 3 у него (нее) скорее очень мало доверия к другим людям  
11. У меня впечатление, что он (она) проявляет большую 3 2 1 0 1 2 3 небольшую потребность в любви
12. Я полагаю, что он (она) скорее избегает 3 2 1 0 1 2 3 скорее ищет тесных контактов с другими людьми
13. Я полагаю, что он (она) по сравнению с другими скорее хорошо умеет 3 2 1 0 1 2 3 скорее плохо умеет обращаться с деньгами  
14. Мне кажется, что он (она) редко чувствует себя подавленным (ой) 3 2 1 0 1 2 3 часто чувствует себя подавленным (ой)  
15. У меня впечатление, что он (она), в общем, очень откровенен (откровенна) 3 2 1 0 1 2 3 мало откровенен (откровенна)  
16. Я считаю, что ему (ей) скорее трудно 3 2 1 0 1 2 3 скорее легко понравиться другим людям  
17. Я полагаю, что ему (ей) скорее легко 3 2 1 0 1 2 3 скорее трудно долгое время быть связанным (ой) с другим человеком
18. Я полагаю, что с правдой он (она) обращается скорее достаточно свободно 3 2 1 0 1 2 3 скорее сверхточно  
19. У меня впечатление, что он (она), как правило, легко 3 2 1 0 1 2 3 как правило, трудно выходит из себя  
20. Мне кажется, что по сравнению со своими сверстниками он (она) производит впечатление человека более молодого 3 2 1 0 1 2 3 более старого
21. У меня впечатление, что он (она) скорее не очень аккуратный и упорядоченный человек 3 2 1 0 1 2 3 скорее слишком аккуратный и упорядоченный человек  
22. Я считаю, что у него (нее) очень часто 3 2 1 0 1 2 3 очень редко бывают конфликты с другими людьми
23. Я полагаю, что он (она) привык(ла) к тому, что его (ее) скорее мало ценят 3 2 1 0 1 2 3 что его (ее) скорее высоко ценят
24. У меня впечатление, что он(а) сам(а) усложняет себе жизнь 3 2 1 0 1 2 3 скорее облегчает себе жизнь
25. Я думаю, что он (она) чувствует себя скорее очень далеким(ой) от других людей 3 2 1 0 1 2 3 скорее очень близким(ой) к другим людям
26. Я полагаю, что по сравнению с другими он (она) скорее очень склонен (склонна) к фантазиям 3 2 1 0 1 2 3 он (она) скорее совсем не склонен (склонна) к фантазиям
27. Я полагаю, что он (она) совсем не придает значения 3 2 1 0 1 2 3 придает очень большое значение тому, чтобы хорошо выглядеть
28. У меня впечатление, что ему (ей) скорее трудно 3 2 1 0 1 2 3 скорее легко работать в тесном контакте с другими людьми
29. Я думаю, что он (она) редко 3 2 1 0 1 2 3 часто упрекает сам(а) себя
30. Я полагаю, что он (она) способен (способна) очень сильно любить 3 2 1 0 1 2 3 не способен (способна) очень сильно любить
31. Я полагаю, что в сравнении с другими людьми он (она) более покладист (а) 3 2 1 0 1 2 3 более упрям (а)
32. Я полагаю, что он (она) сравнительно редко 3 2 1 0 1 2 3 сравнительно часто беспокоится о других людях
33. У меня впечатление, что ему (ей) скорее плохо 3 2 1 0 1 2 3 скорее хорошо удается отстаивать свои интересы в жизненной борьбе
34. Я полагаю, что по сравнению с другими он (она) способен (способна) очень сильно любить 3 2 1 0 1 2 3 не способен (способна) очень сильно любить
35. Я думаю, что у него (нее) очень хорошие 3 2 1 0 1 2 3 очень плохие актерские способности
36. Я полагаю, что его (ее), как правило, считают сильным человеком 3 2 1 0 1 2 3 как правило, считают слабым человеком
37. У меня впечатление, что ему (ей) очень трудно 3 2 1 0 1 2 3 очень легко быть привлекательным (ой) для других
38. Я полагаю, что по сравнению с другими ему (ей) скорее легко 3 2 1 0 1 2 3 скорее трудно не отвлекаться от дела
39. Я полагаю, что ему (ей) очень трудно 3 2 1 0 1 2 3 очень легко вести себя непринужденно
40. Я думаю, что он (она) чувствует себя свободно в общении с лицами другого пола 3 2 1 0 1 2 3 очень скованно

Гиссенский тест (Я)

Фамилия ___________________________________________________________________________

Профессия __________________________________________________________________________

Дата рождения ______________________________________________________________________

Дата исследования___________________________________________________________________

В этом опроснике речь идет о том, как Вы сами себя видите и оце­ниваете. Пожалуйста, отметьте свое мнение о себе, обведя соответст­вующую цифру в шкале.

Центр шкалы — 0, вправо и влево она простирается от 1 до 3.

«0» означает, что Вы считаете свое поведение не отличающимся от поведения других людей. Например, в пункте 1: если у Вас такое впечатление, что Вы в сравнении с другими людьми ни нетерпеливы, ни терпеливы, то обведите, пожалуйста, кружком «0». Если Ваше по­ведение отклоняется в ту или иную сторону, то обведите, пожалуйста, соответственно 1, 2 или 3.

1. У меня впечатление, что я скорее нетерпеливый человек 3 2 1 0 1 2 3 скорее терпеливый человек
2. Я полагаю, что я скорее стремлюсь к общению 3 2 1 0 1 2 3 скорее избегаю общения
3. Я считаю, что я скорее предпочитаю руководить другими людьми 3 2 1 0 1 2 3 предпочитаю, чтобы мною руководили
4. Я думаю, что изменение внешних условий моей жизни очень сильно повлияло бы на мое душевное состояние 3 2 1 0 1 2 3 очень мало повлияло бы на мое душевное состояние
5. У меня впечатление, что я довольно редко 3 2 1 0 1 2 3 довольно часто обеспокоен своими внутренними проблемами
6. Мне кажется, что я скорее склонен (склонна) подавлять гнев и досаду 3 2 1 0 1 2 3 склонен (склонна) проявлять гнев и досаду
7. Мне кажется, что для меня очень важно 3 2 1 0 1 2 3 почти совсем не важно в чем-то превосходить других людей
8. Я считаю себя совсем не склонным к тревоге человеком 3 2 1 0 1 2 3 очень склонным к тревоге человеком
9. У меня впечатление, что другие, в общем, скорее высоко оценивают результаты моей работы 3 2 1 0 1 2 3 скорее невысоко оценивают
10. Я полагаю, что к другим людям я скорее испытываю полное доверие 3 2 1 0 1 2 3 у меня скорее очень мало доверия к другим людям
11. У меня впечатление, что я проявляю большую 3 2 1 0 1 2 3 необходимую потребность в любви
12. Я полагаю, что скорее избегаю 3 2 1 0 1 2 3 скорее ищу тесных контактов
13. Я полагаю, что по сравнению с другими я скорее хорошо умею 3 2 1 0 1 2 3 скорее плохо умею обращаться с деньгами
14. Я редко чувствую себя подавленным (ой) 3 2 1 0 1 2 3 часто чувствую себя подавленным (ой)
15. У меня впечатление, что, в общем, я очень откровенен (откровенна) 3 2 1 0 1 2 3 мало откровенен (откровенна)
16. Я считаю, что мне скорее трудно 3 2 1 0 1 2 3 легко понравиться другим людям
17. Я полагаю, что мне скорее легко 3 2 1 0 1 2 3 скорее трудно долгое время быть связанным (ой) с другим человеком
18. Я полагаю, что с правдой я скорее обращаюсь достаточно свободно 3 2 1 0 1 2 3 скорее сверхточно
19. У меня впечатление, что я, как правило, легко 3 2 1 0 1 2 3 как правило, трудно выхожу из себя
20. Я полагаю, что по сравнению со своими сверстниками произвожу впечатление человека более молодого 3 2 1 0 1 2 3 более старого
21. У меня впечатление, что я скорее не очень аккуратный человек 3 2 1 0 1 2 3 скорее слишком аккуратный и упорядоченный
22. Я считаю, что у меня очень часто 3 2 1 0 1 2 3 очень редко бывают конфликты с другими людьми
23. Я полагаю, что привык (ла) к тому, что меня скорее мало ценят 3 2 1 0 1 2 3 скорее высоко ценят
24. У меня впечатление, что я скорее сам (а) усложняю себе жизнь 3 2 1 0 1 2 3 скорее облегчаю себе жизнь
25. Я думаю, что чувствую себя скорее очень далеким (ой) от других людей 3 2 1 0 1 2 3 скорее очень близким (ой) к другим людям
26. Я полагаю, что по сравнению с другими я скорее очень склонен (склонна) к фантазиям 3 2 1 0 1 2 3 я совсем не склонен (склонна) к фантазиям
27. Я полагаю, что совсем не придаю значения 3 2 1 0 1 2 3 придаю очень большое значение тому, чтобы хорошо выглядеть
28. У меня впечатление, что мне скорее трудно 3 2 1 0 1 2 3 скорее легко работать в тесном контакте с другими людьми
29. Я думаю, что редко 3 2 1 0 1 2 3 часто упрекаю сам (а) себя
30. Я полагаю, что способен (способна) очень сильно любить 3 2 1 0 1 2 3 не способен (способна) очень сильно любить
31. Я полагаю, что по сравнению с другими я более покладист (а) 3 2 1 0 1 2 3 я более упрям (а)
32. Я полагаю, что я сравнительно редко 3 2 1 0 1 2 3 сравнительно часто беспокоюсь о других людях
33. У меня впечатление, что мне скорее плохо 3 2 1 0 1 2 3 скорее хорошо удается отстаивать свои интересы в жизненной борьбе
34. Я полагаю, что по сравнению с другими я способен (способна) очень сильно любить 3 2 1 0 1 2 3 не способен (способна) очень сильно любить
35. Я думаю, что у меня очень хорошие 3 2 1 0 1 2 3 очень плохие актерские способности
36. Я полагаю, что меня как правило, считают сильным человеком 3 2 1 0 1 2 3 как правило, считают слабым человеком
37. У меня впечатление, что мне очень трудно 3 2 1 0 1 2 3 очень легко быть привлекательным (ой) для других
38. Я полагаю, что по сравнению с другими мне скорее легко 3 2 1 0 1 2 3 скорее трудно не отвлекаться от дела
39. Я полагаю, что мне очень трудно 3 2 1 0 1 2 3 очень легко вести себя непринужденно
40. Я чувствую себя свободно в общении с лицами другого пола 3 2 1 0 1 2 3 очень скованно

ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. В. М. БЕХТЕРЕВА

____________________________________________________

 «УТВЕРЖДАЮ»

Директор      Психоневрологиче­ского

 института им. В. М. Бехте­рева.

М. М. Кабанов.

ГИССЕНСКИЙ ЛИЧНОСТНЫЙ

ОПРОСНИК

(ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ ДЛЯ

РЕШЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ)

Методическое пособие

Санкт-Петербург,

1993

Е. А. Голынкина, Г. Л. Исурина, Е. В. Кайдановская, Б. Д. Карвасар-ский, Л. Д. Малкова, М. В. Мелик-Парсаданон, С. А. Подсадный, И, Б. Трегубов.

Методическое пособие посвящено описанию, адаптации и стан­дартизации на отечественной популяции Гиссенского личностного опросника, известкой психодиагностической методики, разработан­ной в Психосоматической клинике Университета в Гиссене (Герма­ния). Методика может использоваться для индивидуальной и группо­вой диагностики при решении широкого круга клинических и психо­терапевтических задач.

Методическое пособие предназначено для медицинских психоло­гов и врачей, прошедших специальную подготовку по психодиагно­стике.

Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева (Санкт-Петербург)

ВВЕДЕНИЕ

Традиционный подход к использованию психодиагностических методов в клинике кроме собственного научного познания предпо­лагает решение дифференциально-диагностических задач.

В связи с развитием психотерапии и ее широким использованием при лечении больных с различными заболеваниями возникает необхо­димость в разработке и адаптации новых методов психологической диагностики, представляющих информацию о личностных характери­стиках, учет которых в психотерапевтическом процессе способствовал бы повышению его эффективности. Для этого психодиагностические методы должны быть ориентированы на психологические характери­стики, помогающие понять не только внутриличностные аспекты, но и межличностное взаимодействие и их взаимосвязь,  давать достаточно объективную информацию, основанную не только на самоотчетах испытуемых, но и на оценках окружающих, а также быть пригодными для неоднократного применения в целях изучения динамики психоло­гических переменных в процессе психотерапии и исследования ее эф­фективности. Одним из таких методов является Гиссенский личност­ный опросник.

Описание Гиссенского теста

Гиссенский личностный опросник (Гиссенский тест — ГТ) был разработан в 1968 г. коллективом немецких ученых на базе Психосо­матической клиники Гиссенского университета и быстро завоевал по­пулярность как диагностический инструмент в клинике, удобный для решения различных вопросов индивидуальной и групповой диагно­стики. Широкое использование ГТ не только в клинических, но и со­циально-психологических исследованиях привело к необходимости в последующие годы (1975) произвести повторную стандартизацию теста с учетом новых данных (Beckman D. et al., 1983).

Основное отличие ГТ от других психологических тестов заклю­чается в том, что он в значительной степени учитывает социальные установки и реакции личности, что делает его пригодным не только для исследования личности, но и для анализа социальных отноше­ний, в особенности межличностных отношений в малых группах.

В основу разработки ГТ были положены следующие требования:

  • тест должен предоставлять возможность испытуемому создать психологический автопортрет, в котором он описывает свой внутрен­ний мир и свои взаимоотношения с окружающими;
  • этот автопортрет должен базироваться на особенностях лич­ности, специфичных для внутренней структуры и психосоциальных связей испытуемого (пункты опросника сформулированы таким обра­зом, чтобы испытуемый в основном характеризовал себя во взаимоот­ношениях с другими людьми);
  • тест должен быть пригодным для разных возрастных групп;
  • его проведение не должно занимать более 10 — 15 минут, что делает его легко применимым в качестве диагностического инструмен­та при консультациях, в клинической практике, а также при группо­вых обследованиях.

ГТ включает 3 варианта одних и тех же 40 биполярных утвержде­ний («Я», «ОН», «ОНА»). Варианты ГТ предназначены для получе­ния независимой характеристики испытуемого; сравнение данных самохарактеристики с независимой характеристикой расширяет воз­можности индивидуальной диагностики (например, мнение врача как корректирующее дополнение самохарактеристики пациента); делает его особо удобным для социально-психологических исследований (например, обследование супружеских пар, семей, психотерапевти­ческих групп).

Каждое утверждение ГТ оценивается по 7-балльной шкале. Полу­ченные баллы могут быть преобразованы  в стандартные подобно пре­образованию в MMPI. Основу 6 стандартных шкал ГТ составляет ре­зультат факторного анализа пунктов опросника, проведенного на группе из 236 больных неврозами в Гиссенской психосоматической клинике: первые 6 пунктов, имевшие наибольшие нагрузки по одному из факторов, были объединены в шкалы.

Каждая из 6 основных шкал имеет два полюса:

  1. Шкала социального одобрения на нижнем полюсе подразуме­вает субъективное представление человека о своей социальной репу­тации, непривлекательности, неуважении окружающих, неумении до­биваться поставленной цели, непопулярности. На полюсе высоких значений находятся лица, уверенные в своей положительной социаль­ной репутации, привлекательности, популярности, способности доби­ваться поставленной цели, уважении и высокой оценке других людей. Основная тема этой шкалы — способность успешно взаимодейство­вать с окружением, определенный аспект социальной роли.
  2. Шкала доминантности имеет на нижнем полюсе властолюбие, нетерпение, желание настоять на своем, на другом — послушание, уступчивость, терпение. Эти взаимодополняющие личностные особен­ности отождествляются с психосоциальными защитными формами поведения, где противопоставляется агрессивность, импульсивность, притязания на первенство и терпеливость, покладистость, неспособ­ность к агрессии, склонность к подчинению, зависимость.
  3. Шкала контроля (недостаточный контроль — избыточный контроль). Для нижнего полюса характерны неаккуратность, непо­стоянство, склонность к беззаботному поведению, легкомысленным поступкам, неумение распоряжаться деньгами. Для избыточного кон­троля характерна педантичность, усердие, правдивость до фанатич­ности, отсутствие склонности к легкомысленному, беззаботному по­ведению.
  4. Шкала включает вопросы о преобладающем настроении с дву­мя полюсами: гипоманиакальный (сюда относятся лица, редко испы­тывающие подавленность, не склонные к рефлексии, не склонные к критическому отношению к себе, не скрывающие раздражения, неза­висимые), депрессивный (часто бывающие подавленными, весьма склонные к рефлексии, робкие, зависимые, скрывающие досаду, очень самокритичные). Вопросы этой шкалы связывают преобладающее настроение с основным для личности направлением развития агрес­сии (вовне или против собственного «Я»).
  5. Шкала открытости — замкнутости. Лица, демонстрирующие низкие показатели по этой шкале, характеризуют себя как доверчи­вых, открытых перед другими людьми, обладающих большой потреб­ностью в любви, откровенностью; на другом полюсе показателей — испытуемые характеризуют себя как замкнутых, недоверчивых, от­страненных от других людей, стремящихся скрывать собственную по­требность в любви. В этой шкале отражаются фундаментальные свой­ства социальных контактов и социального поведения, развивающие­ся из первичного доверия или первичного недоверия (Erikson Е. Н., 1953).
  6. Шкала социальных способностей — описывает на одном полю­се активную, общительную, непринужденную конкурентоспособную личность с богатым воображением и способностью на сильные чувст­ва. Социальная слабость, по мнению авторов, характеризуется необ­щительностью, слабой способностью к самоотдаче, неспособностью к длительным привязанностям, бедной фантазией. Комплекс качеств, отраженных в этой шкале, позволяет судить о степени зрелости личности, где на левом полюсе описывается лич­ность самостоятельная, активно творческая, уверенная в себе, способ­ная к прочным и длительным межличностным отношениям (в ориги­нале название шкалы звучит как социальная потентность).

В целом, содержание 6 стандартных шкал, по замыслу авторов ГТ, охватывает те внутриличностные и психосоциальные переменные, ко­торые имеют центральное значение для современной психоаналити­ческой диагностики. Однако такая трактовка данных необязательна, «сам по себе диагностический профиль не требует каких-либо концеп­туальных трактовок, он представляет просто цепь подтвержденных математическим анализом связей между отдельными признаками» (Блейхер В. М., Крук И. В., 1986), позволяющий совершать после­дующую интерпретацию в рамках различных теоретических направ­лений.

Кроме интерпретации результатов теста по 6 стандартным шкалам возможна более сложная, но и более тонкая и дифференцированная диагностика, основанная на всех 40 пунктах ГТ.

Исследования различных социальных и клинических групп дали возможность определить типичные диагностические диаграммы, по­могающие в интерпретации индивидуальных личностных профилей.

Области применения ГТ благодаря его компактности и структуре могут быть весьма разнообразны. Особенности конструкции ГТ, по­зволяющие учитывать личностные, интрапсихические и социально-психологические переменные, дают возможность не только исследо­вать соответствующие характеристики, но и устанавливать связи между внутри- и межличностными переменными, соотносить личност­ные признаки с межличностным взаимодействием, социальным пове­дением, социальными установками и реакциями личности.

Основная сфера применения ГТ — это клинико-психологические исследования, где ГТ может быть использован как для индивидуаль­ной личностной, так и групповой диагностики.

В индивидуальной диагностике наличие трех вариантов методики расширяет диапазон ее применения по сравнению с классическими личностными тестами. ГТ позволяет получить психологический авто­портрет, отражающий комплекс качеств, представление о которых может в значительной степени способствовать решению дифферен­циально-диагностических задач (различные формы неврозов, невро­зы и психопатии и пр.). В руководстве по применению ГТ авторы при­водят типичные профили больных неврозами, язвенной болезнью же­лудка и 12-перстной кишки, делинквентных подростков и др. Наряду с этим ГТ может быть использован для получения информации о том, каким испытуемый хотел бы видеть себя (идеальное «Я»). Сопостав­ление реального и идеального образов «Я» имеет важное значение для психологической диагностики, поскольку степень сходства или различия двух параметров позволяет диагностировать такую важ­нейшую личностную характеристику как самооценка и, косвенным образом, «индекс невротичности». Возможно также использование ГТ для получения независимых характеристик испытуемого со стороны членов его семьи, лечащего врача и других лиц его окружения. Сопо­ставление самохарактеристик с независимыми характеристиками в значительной степени способствует объективизации самооценки испытуемого.

Групповая диагностика с помощью ГТ может проводиться по двум различным направлениям. Первое направление — диагностика меж­личностного взаимодействия, основанная на рассмотрении взаимо­отношений между членами группы, частями группы и разными груп­пами. Так, например, ГТ предоставляет важную информацию для ана­лиза взаимоотношений врачей и пациентов в отделении, отношений между супругами, между пациентами психотерапевтической группы. Второе направление групповой диагностики — это анализ типичных свойств коллективов и групп по сравнению с нормой или контрольной группой. Групповая диагностика позволяет дополнить представления об интрапсихических особенностях пациента представлениями об особенностях межличностного взаимодействия, иными словами, включить межличностный, поведенческий аспект в контекст реали­зации диагностических задач.

ГТ также может быть полезен в исследованиях, направленных на контроль за эффективностью психотерапии. Особенностью структуры ГТ является то обстоятельство, что наряду с постоянными во времени личностными свойствами, авторы включили переменные, которые свя­заны с ожидаемыми изменениями при проведении психотерапии. Од­нако в этих исследованиях возможны методические затруднения, свя­занные с тем, что в отличие от MMPI и подобных опросников ГТ не имеет предпочтительных направлений в отдельных шкалах, которые определенным образом диагностируют неврозы: изменения влево и вправо в равной степени могут отражать усиление и ослабление нев­ротических тенденций, оценка изменений при таком методе зависит от исходных позиций по отдельным шкалам. Усреднение же показателей в этом случае приведет к нивелировке как изначально имеющихся различий, так и возникающих изменений, представленных в самоха­рактеристиках обследуемых пациентов. Рекомендуется в случае раз­ных клинических групп и различной по форме и длительности психо­терапии разрабатывать релевантные выборке специальные шкалы на базе всех 40 пунктов опросника.

Наряду с областью клинико-психологических исследований ГТ может быть использован при проведении социально-психологических исследований, так как возможность изучения с помощью ГТ психоло­гических автопортретов, независимых характеристик и образов иде­ального «Я», ауто- и гетеростереотипов, представлений о профессии (образа профессии), групповых эталонов (идеалов) и т. п. делает осо­бенно широким спектр его применений в этой области исследований.

В приложении приводится сопоставление усредненных показате­лей по каждой шкале нашей версии ГТ группы больных неврозами и нормативной выборки.

Адаптация ГТ проводилась в соответствии с общими правилами технологии создания и адаптации методик (Бодалев А. А., Столин В. В., 1987) и включала перевод методики, получение тестовых норм, проверку психометрических показателей (валидность и надеж­ность теста).

Перевод осуществлялся параллельно специалистами-филологами и психологами, владеющими немецким языком. Обратный перевод был сделан студентом-психологом Свободного Университета (Бер­лин) Э. Вирцба, стажировавшимся в отделении неврозов и психотера­пии Института им. В. М. Бехтерева.

Первоначальная редакция русского варианта ГТ, апробирован­ного на репрезентативной выборке (студенты, педагоги, менеджеры и пр., n = 426), не удовлетворяла критериям валидности и достовер­ности. Пункты недостоверных шкал в измененной формулировке во­шли во вторую редакцию русского варианта Гиссенского теста, пред­ставленную в данных методических рекомендациях.

Стандартизация Гиссенского теста

Выборка для стандартизации 2-й редакции ГТ состояла из 173 человек в возрасте от 18 до 57 лет. Средний возраст — 30,5 лет. По социальному составу выборка была разнородной. Основные группы испытуемых: студенты разных курсов технических вузов Санкт-Пе­тербурга и врачи, проходившие стажировку в ГИДУВе; мужчин и женщин было примерно поровну (82 женщины и 91 мужчина).

Характеристика пунктов опросника

Оценка пунктов опросника производится при помощи 7-балльной шкалы, имеющей следующий первоначальный вид:

3 2 1 0 1 2 3

Для подсчета используется линейное преобразование шкалы, где значению 3 слева соответствует оценка 1. Шкала приобретает сле­дующий вид:

3 2 1 0 1 2 3

1 2 3 4 5 6 7

Первичные статистические характеристики шкал

Гиссенского теста

Все шкалы опросника имеют распределения, близкие к нормаль­ному. Средние, стандартные отклонения и ошибки среднего, получен­ные на выборке из 173 испытуемых независимо от пола и возраста, приведены в табл. 1. Приводятся также соответствующие значения немецкого варианта методики. Эти данные для сравнения помещены в таблицах ниже показателей адаптированного текста.

Таблица 1

Первичные статистические характеристики шкал Гиссенского теста

  I II III IV V VI
Средние по шкалам 27,7±0,3 28,8 25,4±0,3 27,2 23,3±0,3 26,8 27,5±0,4 23,3 19,3±0,3 22,3 17,9±0,3 20,1
Стандартные отклонения 4,7 5,3 5,1 5,1 4,9 5,7 5,3 6,2 4,6 5,9 4,3 5,3

Вычисление показателей шкал ГТ производится следующим обра­зом: биполярная градуировка пунктов преобразуется при помощи линейного преобразования. Пунктам 3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 соответствуют баллы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Сырая оценка по шкале представляет сумму преобразованных оценок пунктов с учетом знака (ключи для подсчета шкальных оце­нок приводятся в приложении) и включает соответствующую кон­станту для каждой шкалы. Например, для IV шкалы сырая оценка (СО) складывается из баллов по следующим пунктам:

СО=СО4 + СО5+СO6 + СО8 — СО14 — СО29+16

Анализ интеркорреляций шкал опросника показал, что большин­ство показателей взаимосвязи между шестью шкалами ГТ не дости­гают значимого уровня, что указывает на независимость выделенных личностных характеристик.

Преобразование шкал Гиссенского теста

Как и в случае пунктов опросника, сырые показатели шкал ГТ мо­гут быть преобразованы в стандартные Т-баллы. Преобразование проводится по формуле:  

,

где х и  равны средним стандартным отклонениям по шкалам. Сы­рая оценка по шкале может теоретически принимать значения от 6 до 42. В соответствии с Т-преобразованием, N принимается равным 50, S — равным 10.

Соответствующие стандартные оценки для шкал I—VI даны в при­ложении: Таблица перевода сырых оценок по шкалам ГТ в стандарт­ные Т-баллы. Слева в первой колонке указаны сырые оценки, а в сле­дующих колонках — Т-баллы шкал I—VI.

Оценки по шкале 1-33 и 1-67 означают, что ниже и выше указан­ных баллов находится по 4,5% всех результатов по выборочной груп­пе стандартизации.

Это преобразование аналогично преобразованию, проводимому в широко известном опроснике MMPI. Как на существенное отличие можно указать на возможность интерпретации высоких отклонений от среднего значения, равного 50, в оба направления. Профильный лист (так же если сравнивать с MMPI) повернут на 90°, чтобы не под­черкивать значения высоких оценок, а учитывать отклонения вправо и влево, существенные в равной мере.

Сравнение полученных на нашей выборке средних по 6 шкалам ГТ с нейтральными средними значениями, которые теоретически возмож­но было бы получить (в каждую шкалу входит 6 пунктов со средним значением, равным 4, т. е. 6Х4 = 24), обнаруживает сдвиг средних значений самооценок относительно этих нейтральных средних значе­ний. Можно полагать, что в этих сдвигах отражаются тенденции приписывать себе социально желательные черты (Fordyce W. Е., 1956; Edwards A. L., 1962, и др.), так называемый «positivity bias» (Brunner J. S., Tagiuri R., 1954); таким образом, самохарактеристики выбо­рочной группы одновременно указывают на общественные эталоны в обследованной популяции (Beckman D. et al., 1983).

Наиболее выраженные отклонения от нейтрального среднего обна­руживаются в нашей выборке у шкал 1, 5 и 6. Согласно этим данным, социально желательными являются такие характеристики личности как уверенность в социальном одобрении окружающих (шкала 1), открытость (шкала V), наличие социальных способностей (развитые социальные навыки) (шкала VI).

Следует отметить, что в немецкой выборке стандартизации откло­нения оценок от нейтральных средних кроме 1 и 6 шкалы,  как в нашей группе, были получены по шкале 2 — послушность и шкале 3 — высо­кий самоконтроль, что, по-видимому, свидетельствует об определен­ных национальных стереотипах.

Кроме 6 основных шкал ГТ включает 2 установочные шкалы, показатели которых складываются из количества крайних и средних выборов по каждому пункту.

В табл. 2 приведены характеристики установочных шкал. Шкала М показывает количество выборов 0 при биполярных шкалах пунктов (3—2—1—0—1—2—3). Шкала Е показывает общее количество крайних выборов (3) слева и справа.

Таблица 2

Характеристики установочных шкал М и Е

  Среднее значение Стандартные отклонения
М 6,6 4,6
9,3 8,1
Е 6,2 5,7
8,5 6,1

Нижние значения в таблице соответствуют данным, полученным в немецком варианте теста.

Шкалы М и Е, согласно ожиданиям, коррелируют слегка отрица­тельно (r = -0,24). На основании показателей установочных шкал можно судить об отношении испытуемого к ситуации обследования, его состоянии и защитных механизмах (например, большое количест­во средних выборов может быть истолковано как проявление эмоцио­нального безразличия к процедуре обследования; большое количест­во крайних выборов может указывать на возбужденное состояние или низкий самоконтроль).

Психометрические характеристики Гиссенского теста

Исследование психометрических характеристик ГТ включало вы­числение его валидности и надежности (подробнее см. Е. А. Голынкина, 1992).

Конструктивная (конструктная) валидность шкал ГТ демонстри­руется их связями с другими, родственными характеристиками лич­ности, определявшимися в данном случае при помощи личностного 16-факторного опросника Кеттелла.

Анализ связей шкал ГТ с факторами личностного опросника Кет­телла подтверждает репрезентативность ГТ относительно измеряе­мых областей поведения. Вместе с тем, процедура валидизации ГТ обогатила понимание психологического значения каждой из шкал опросника.

ГТ конструировался авторами как тест, измеряющий не только стабильные, инвариантные во времени личностные характеристики, но и такие психологические свойства, которые подвержены изменению (в целях использования его для контроля результатов психотерапии).

В связи с этим использовали два способа вычисления надежности теста:

  1. Показатель ретестовой надежности определяет стабильность во времени результатов опросника на той же выборке.
  2. Показатель одномоментной надежности определяет внутрен­нюю согласованность пунктов, входящих в одни и те же шкалы.

Соответствующие характеристики шкал приведены в табл. 3.

Таблица 3

Характеристики надежности шкал ГТ

I I I III IV V VI
Стабильность 0,76 0,60 0,83 0,62 0,79 0,58
Внутренняя   согласован­ность 0,65 0,49 0,45 0,70 0,51 0,58

Полученные результаты стабильности и внутренней согласованно­сти отражают относительно невысокую надежность некоторых шкал ГТ, связанную, по-видимому, с особенностями его конструирования.

По данным авторов оригинальной версии ГТ, корреляции резуль­татов повторных исследований (стабильность ГТ) также выше, чем коэффициенты внутренней согласованности, что совпадает с получен­ными результатами изучения психометрических параметров русской версии.

Ключи для обработки ГТ

S . I II III IV V VI
  9 – 1 + 13 – 4 – 10 + 2 +
  16 + 3 + 18 + 5 + 11 + 7 +
  23 + 22 + 21 + 6 – 15 + 17 +
  27 + 28 + 24 – 8 + 19 + 26 +
  33 + 31 – 38 – 14 + 25 – 30 +
  37 + 35 + 39 – 29 + 34 + 40 +
Константы 8 8 32 16 8 0

Обработку заполненных опросников следует производить с использованием приведенных ключей, суммируя ответы на пункты «+» со своим знаком и ответы на пункты «—» с обратным знаком. К сумме ответов по каждой шкале прибавляется константа.

Таблица усредненных показателей шкал Гиссенского теста

больных неврозами и нормативной выборки

Шкалы ГТ Больные неврозами Нормативная выборка Значение Т-критерия
I   24,22 ± 0,69   27,68 ± 0,36   4,80**
II   24,41 ± 0,69   25,37 ± 0,38   н. з.
III   25,24 ± 0,79   23,26 ± 0,37   2,91*
IV   31,30 ± 0,58   27,45 ± 0,40   7,40**
V   18,57 ± 0,78   19,30 ± 0,35   н. з.
VI   19,74 + 0,70   17,86 ± 0,32   3,54**

** — различия достоверны при p < 0,001

  * — различия достоверны при p <.0,01

С учетом мнения составителей теста (Beckman D. et al., 1983), при групповых сопоставлениях можно отказаться от стандартизованных оценок (Т-баллов) и работать с сырыми оценками.

Таблица перевода сырых оценок по шкалам ГТ в стандартные Т-баллы

Сырые оценки I II III IV V VI
6 4 12 15 10 21 23
7 6 14 17 12 23 25
8 8 16 19 13 25 27
9 11 18 21 15 28 30
10 13 20 23 17 30 32
11 15 22 25 19 32 34
12 17 24 27 21 34 36
13 19 26 29 23 36 39
14 21 28 31 25 39 41
15 23 29 33 27 41 43
16 25 31 35 28 43 46
17 27 33 37 30 45 48
18 30 35 39 32 47 50
19 32 37 41 34 49 53
20 34 39 43 36 52 55
21 36 41 45 38 54 57
22 38 43 47 40 56 60
23 40 45 49 42 58 62
24 42 47 51 44 60 64
25 44 49 54 45 62 66
26 46 51 56 47 65 69
27 49 53 58 49 67 71
28 51 55 60 51 69 73
29 53 57 62 53 71 76
30 55 59 64 55 73 78
31 57 61 66 57 75 80
32 59 63 68 59 78 83
33 61 65 70 60 80 85
34 63 67 72 62 82 87
35 65 69 74 64 84 90
36 68 71 76 66 86 92
37 70 73 78 68 88 94
38 72 75 80 70 91 96
39 74 77 82 72 93 99
40 76 79 84 74 95 101
41 78 81 86 75 97 103
42 80 83 88 77 99 106

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гиссенский тест — метод исследования личности и межличностных отношений// Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и сомати­ческой патологии. — Л., 1990. — С. 121—126.
  2. Голынкина Е. А. Динамика социально-психологических характеристик больных неврозами в процессе групповой психотерапии. — Канд. дисс, СПб., 1992.
  3. Beckman D., Brahler E., Richter Н.-Е. Der Giessen-test (GT). Handbuch. — Bern; Stuttgart; Wien: Verlag Hans Huber. — 1983. — 133 S.                                                                                     

Рассказать о нас: