Изучение направленности личности

Изучение направленности личности

Направленность определяет избирательность поведения человека в социальной среде. Выделяют три типа направленности в соответствии с ее объектом: на себя (личностная), на задачу (деловая), на взаимодействие с другими людьми (коллективистская). Для изучения направленности применяется.

Оснащение. Текст методики Смекала и Кучера, бланк ответов, ключ к опроснику, образец итоговой таблицы результатов, карандаш.

Инструкция испытуемому. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения, который для вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву вашего ответа напишите в листе ответов против номера вопроса в столбике «Больше всего». Затем из ответов на этот же вопрос выберите дальше всего отстоящий от вашей точки зрения, наименее ценный для вас или менее всего соответствующий правде. Соответствующую букву напишите против номера вопроса, но в рубрике «Меньше всего». Для каждого вопроса используйте только две буквы, оставшийся ответ не записывайте нигде. Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым лучшим.

Бланк ответов

Больше всего Меньше всего Больше всего Меньше всего Больше всего Меньше всего Больше всего Меньше всего
1   9   16   24  
2   10   17   25  
3   11   18   26  
4   12   19   27  
5   13   20   28  
6   14   21   29  
7   15   22   30  
8       23      

Ключ к опроснику

  Направленность на  
себя (НС) взаимодействие (ВД) задачу (НЗ)
1. А 11. В 21. С 1. С 11. С 21. А 1. В 11. А 21. В
2. В 12. В 22. С 2. С 12. А 22. А 2. А 12. С 22. В
3. А 13. С 23. В 3. С 13. А 23. С 3. В 13. В 23. А
4. А 14. С 24. В 4. В 14. А 24. А 4. С 14. В 24. В
5. В 15. А 25. В 5. А 15. С 25. А 5. С 15. В 25. С
6. С 16. В 26. В 6. А 16. С 26. А 6. В 16. А 26. С
7. А 17. А 27. А 7. С 17. С 27. В 7. В 17. В 27. С
8. С 18. А 28. В 8. В 18. С 28. С 8. А 18. В 28. А
9. С 19. А 29. А 9. А 19. В 29. С 9. В 19. С 29. В
10. С 20. С 30. С 10.В 20. В 30. А 10. А 20. А 30. В

Образец итоговой таблицы

  НС ВД НЗ
Количество «+»      
Количество «-»      
Сумма      
+30      

Обработка и интерпретация результатов

Если указанная в ключе буква занесена в рубрику «Больше всего», то испытуемому ставится знак «+» по данному виду направленности. Если же она расположена под индексом «Меньше всего», то ему ставится знак «-». Затем подсчитывают количество «+» и записывают их в итоговую таблицу в соответствующие столбцы НС или ВД, или НЗ в соответствии с ключом. Также подсчитывается количество минусов.

Количество «+» суммируется с количеством «-» (с учетом знака). Полученный результат записывается в итоговую таблицу в строку «Сумма». Наконец, к полученному числу прибавляется 30 (опять с учетом знака!). Этот показатель и характеризует уровень выраженности данного вида направленности. Общая сумма всех баллов по трем видам направленности должна быть равна 90.

Выявляется ведущая направленность. Полученные результаты интерпретируются следующим образом. Личностная направленность (на себя — НС) — характеризуется преобладанием мотивов собственного благополучия. Для такого человека характерно стремление к личному первенству, престижу; он чаще занят своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности других людей.

Направленность на взаимодействие с другими людьми (ВД) — определяющим для такого человека является потребность в общении, стремление поддерживать хорошие отношения с людьми, интерес к совместной деятельности.

Деловая направленность (на задачу — НЗ) — характеризуется увлечением процессом деятельности, стремлением к познанию, овладению новыми умениями и навыками.

Обычно у человека присутствуют все виды направленности, при одной доминирующей.

Текст опросника

1. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

А. Оценка работы

В. Сознание того, что работа выполнена хорошо

С. Сознание, что находишься среди друзей

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры

В. Известным игроком

С. Выбранным капитаном команды

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А. Имеют индивидуальный подход

В. Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему

С. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения

4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

А. Не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны

В. Вызывают у всех дух соревнования

С. Производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует

5. Я рад, когда мои друзья:

А. Помогают другим, когда для этого представляется случай

В. Всегда верны и надежны

С. Интеллигенты и у них широкие интересы

6. Лучшими друзьями считают тех:

А. С которыми складываются взаимные отношения

В. Которые могут больше, чем я

С. На которых можно надеяться

7. Я хотел бы быть известным, как те:

А. Кто добился жизненного успеха

В. Может сильно любить

С. Отличается дружелюбием и доброжелательством

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

А. Научным работником

В. Начальником отдела

С. Опытным летчиком

9. Когда я был ребенком, я любил:

А. Игры с друзьями

В. Успехи в делах

С. Когда меня хвалили

10. Больше всего мне не нравится, когда я:

А. Встречаю препятствие при выполнении возложенной на меня задачи

В. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения

С. Когда меня критикует мой начальник

11. Основная роль школы должна заключаться в:

А. Подготовке учеников к работе по специальности

В. Развитии индивидуальных способностей и самостоятельности

С. Воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:

А. Недемократическая система

В. Человек теряет индивидуальность в общей массе

С. Невозможно проявление собственной инициативы

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

А. Для общения с друзьями

В. Для любимых дел и самообразования

С. Для беспечного отдыха

14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А. Работаю с симпатичными людьми

В. У меня работа, которая меня удовлетворяет

С. Мои усилия достаточно вознаграждены

15. Я люблю, когда:

А. Приятно провожу время с друзьями

В. Другие ценят меня

С. Чувствую удовлетворение от выполненной работы

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:

А. Отметили дело, которое я выполнил

В. Похвалили меня за мою работу

С. Сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро

17. Лучше всего я учился бы, если бы преподаватель:

А. Имел ко мне индивидуальный подход

В. Стимулировал меня на более интересный труд

С. Вызывал дискуссию по разбираемым вопросам

18. Нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного достоинства

В. Неуспех при выполнении важной задачи

С. Потеря друзей

19. Больше всего я ценю:

А. Личный успех

В. Общую работу

С. Практические результаты

20. Очень мало людей:

А. Действительно радуются выполненной работе

В. С удовольствием работают в коллективе

С. Выполняют работу по-настоящему хорошо

21. Я не переношу:

А. Ссоры и споры

В. Отметание всего нового

С. Людей, ставящих себя выше других

22. Я хотел бы:

А. Чтобы окружающие считали меня своим другом

В. Помогать другим в общем деле

С. Вызывать восхищение других

23. Я люблю начальство, когда оно:

А. Требовательно

В. Пользуется авторитетом

С. Доступно

24. На работе я хотел бы:

А. Чтобы решения принимались коллективно

В. Самостоятельно работать над решением проблемы

С. Чтобы начальник признал мои достоинства

25. Я хотел бы прочитать книгу:

А. Об искусстве хорошо уживаться с людьми

В. О жизни известного человека

С. Типа «Сделай сам»

26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:

А. Дирижером

В. Солистом

С. Композитором

27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:

А. Смотря детективные фильмы

В. В развлечениях с друзьями

С. Занимаясь своим увлечением

28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:

А. Выдумал интересный конкурс

В. Выиграл бы в конкурсе

С. Организовал бы конкурс и руководил им

29. Для меня важнее всего знать:

А. Что я хочу сделать

В. Как достичь цели

С. Как привлечь других к достижению моей цели

30. Человек должен вести себя так, чтобы:

А. Другие были довольны им

В. Выполнить, прежде всего, свою задачу

С. Не нужно было укорять его за работу

Бланк ответов

Больше всего Меньше всего Больше всего Меньше всего Больше всего Меньше всего Больше всего Меньше всего
1   9   16   24  
2   10   17   25  
3   11   18   26  
4   12   19   27  
5   13   20   28  
6   14   21   29  
7   15   22   30  
8       23      

Рассказать о нас: