РИСОВАННЫЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ PAT

РИСОВАННЫЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ PAT

PAT – это более компактный модифицированный вариант Тематическо­го Апперцептивного Теста Г. Мюррея 6, отнимающий меньше времени на обследование и более приспособленный к условиям работы практического психолога. В первую очередь, разработан совершенно новый стимульный материал.

Оригинальный тест Мюррея представляет собой набор черно-белых таб­лиц, всего – 30, одна из них пустая (только белый фон), остальные пред­ставляют собой картины с нерезко структурированными ситуациями, даю­щими повод для построения разных предположений в отношении той кон­фликтной ситуации, в которой оказались изображенные на них “герои”, об их роли в сложившихся обстоятельствах, об их взаимоотношениях и наме­рениях. Это – фотографии с картин американских художников. Картинки де­лятся на 10 мужских (предназначенных только для обследования мужчин), 10 женских и 10 общих, всего 20 в каждом комплекте. Кроме того, имеется детский набор картинок (тестКДГ). Это один из наиболее глубинных лично­стных тестов 7. Отсутствие жестко структурированного стимульного мате­риала создает почву для вольной трактовки сюжета испытуемым, которому предлагается по каждой картинке сочинить рассказ, используя собствен­ный жизненный опыт и субъективные представления. Проекция личных пе­реживаний и идентификация с кем-либо из героев сочиненного рассказа позволяет определить сферу конфликта ( внутреннего или внешнего), соот­ношение эмоциональных реакций и рационального отношения к ситуации, фон настроения, позицию личности (активную, агрессивную, пассивную или страдательную), последовательность суждений, умение планировать свою деятельность, уровень невротизации, наличие отклонений от нормы, труд­ности социальной адаптации, суицидальные тенденции, патологические проявления и многое другое. Большим достоинством методики является невербальный характер предъявляемого материала, расширяющего количество степеней выбора для испытуемого при создании сюжетов и прое­цирующего к раскрытию глубинных,   интимных личностных переживаний.

Анализ устного творчества испытуемого, в процессе которого он согласно инструкции сочиняет сюжет к каждой картинке, позволяет выявить идентификацию (неосознаваемое отождествление) испытуемого с кем-либо из “героев” сюжета и проекцию (перенесение в сюжет) его собственных пе­реживаний, которые выявляются приписыванием “герою” мыслей и чувств, не вытекающих непосредственно из того, что изображено на самой картин­ке.

Фрустрирующие ситуации тесно связаны с тем конкретным окружением и обстоятельствами, которые могут вытекать из соответствующей картинки и способствовать реализации потребностей героев (или героя) или препятст­вовать им. При определении значимых потребностей экспериментатор об­ращает внимание на интенсивность, частоту и длительность фиксации внимания испытуемого на определенных повторяющихся в разных рассказах ценностях и особой индивидуализированной окраске, эмоциональной зна­чимости именно этих ценностей.

Анализ полученных данных проводится в основном на качественном уровне, а также с помощью простых количественных сопоставлений, что позволяет оценить баланс между эмоциональной и интеллектуальной сфе­рой, наличие внешнего и внутреннего конфликта, сферу нарушенных отно­шений, позицию личности – активную или пассивную, агрессивную или страдательную (при этом соотношение 1:1 (50% к 50%) рассматривается как норма, а значимый перевес в ту или иную сторону выражается в соот­ношениях 2:1 или 1:2 и более). Отмечая отдельно разные элементы каж­дого сюжета, экспериментатор суммирует ответы, отражающие склонность к переуточнению (признак неуверенности, тревоги), пессимистические вы­сказывания (депрессия), незаконченность сюжета и отсутствие перспекти­вы (неуверенность в будущем, неумение планировать его), преобладание эмоциональных ответов (повышенная эмотивность) или суждений (пони­женная эмотивностъ), и т.д. Присутствующие в рассказах в большом коли­честве особые темы – смерть, тяжелая болезнь, суицидальные намерения, нарушенная последовательность и плохая логическая связанность блоков сюжета, использование неологизмов, рассуждательство, амбитендентность в оценке “героев” и событий, эмоциональная отстраненность, разноплано­вость восприятия картинок, стереотипия могут служить серьезными аргу­ментами при выявлении личностной дезинтеграции.

 Анализ рассказов ТАТ

Толкование по Мюррею.

  1. Наличие в рассказе героя, с которым испытуемый идентифицирует себя.
  2. Определение характеристик героя, его стремлении, желании, чувств и черт характера.
  3. Оценка силы потребности в зависимости от ее интенсивности, частоты и развития сюжета.

По Раппопорту

Формальная характеристика рассказа.

  1. Чувства, переживания.
  2.  Персонажи рассказа.
  3.  Стремления и установки.
  4.  Препятствия илибарьеры.

По Томкинсону.

  1. Вектор психологической направленностиповедения.
  2. Сфера отношений, в которой разворачивается действие.
  3. Особенности физического состояния.
  4. Оценки , используемые для определениявремени, пространства и сте­пени выраженности предыдущих категорий.

По Арнольд.

1. Ведущие мотивы, отношения, ценности

2. Аффективные конфликты и их сфера.

3. Способы разрешения конфликтов.

4. Индивидуальные особенности эмоциональных переживаний;

  • импульсивность и самоконтроль;
  • эмоциональная устойчивость;
  • эмоциональная зрелость.

5. Самооценка; соотношение Я-реального и Я-идеального.

Тематика сюжета и связанные с нею тенденции:

  • Доминантность – стремление оказывать влияние на людей, руководить ими.
  • Агрессия – стремление побороть противника, изгнать или унизить его.
  •  Поиск дружбы – стремление к откровенности, к дружбе, симпатии и люб­ви.
  •  Отвержение – стремление порвать отношения, грубость, неуступчи­вость.
  •  Автономия – тенденция к избеганию любых ограничений, индивидуа­лизм.
  •  Приспособление – пассивная подчиняемость внешним силам, застенчи­вость
  • Подчительность- стремление подчиняться сильной личности, восхищаться ею.
  • Успех – стремление кбыстрому и успешному достижениюцели.
  •  Быть в центре – стремление производить впечатление на других.
  •  Игра – оптимизм, активность, беззаботность и безответственность.
  •  Эгоизм -забота о личном успехе, болезненное самолюбие.
  •  Социабельностьуважение к мнению окружающих, забота о других, альтруизм.
  •  Поиск покровителя – потребность в советах, в мягком обращении, не­уверенность в себе и в своих перспективах.
  •  Помощь другим – выраженное чувство жалости к другим, забота о детях, желание помочь, успокоить.
  •  Избегание наказания – стремление к подавлениюсвоих непосредственных порывов, к поведению воспитанного человека.
  •  Самозащита – защитасвоих прав, поиск виновных среди окружающих.
  •  Порядок – стремление к чистоте, повышенная аккуратность.

Адаптированный автором настоящего руководства метод PAT пред­ставляется необходимым в системном многоуровневом исследовании лич­ности, чтобы с помощью механизмов идентификации и проекции выявить глубинные, не всегда поддающиеся контролю сознания переживания, а также те стороны внутреннего конфликта и ту конкретную сферу нарушен­ных межличностных отношений, которые батареей психодиагностических методик МЦВ – СМИЛ – ДМО не охвачены. Это – содержательная сторона переживаний, а также ряд иных существенно важных личностных характе­ристик, о которых речь пойдет дальше. Стимульный материал методики  представлен 8 контурными рисунками, на которых изобра­жены2, реже 3 человечка; каждый персонаж изображен в условной мане­ре: ни пол, ни возраст, ни его социальный статус из картинки не вытекает. В то же время позы, экспрессия жестов, особенности расположения фигу­рок позволяют судить о том, что на каждой из картинок изображена ситуа­цияскорее всего конфликтная и по крайней мере два персонажа задейст­вованы в сложных межличностных отношениях. При этом там, где имеется третий участник или наблюдатель событий,его позиция может быть истол­кована как индифферентная, активная или страдательная.

Отличие этого метода в том, что стимульный материал еще менее структурирован по сравнению с ТАТ. Здесь отсутствует налет эпохи, куль­турно-этнических признаков, имеющих социальное значение оттенков, ко­торые отчетливо просматриваются в картинках ТАТ (ответы испытуемых на некоторыеиз них: “Американские солдаты во Вьетнаме”, “Трофейный фильм”, “Прически и мода зарубежного стиля 20-х годов ” и т. д.). Это явно мешает непосредственному восприятию испытуемого, отвлекает, дает воз­можность продуцировать ответы по типу клише (взятые из фильмов или других общеизвестных источников) и способствует закрытости испытуемого в эксперименте. По сравнению с ТАТ рисованный апперцептивный тест об­ладает, быть может,не столь широким спектром исследовательских воз­можностей. В то же время, в силу большей лаконичности и простоты мето­дика нашла себе применение при обследовании школьников и молодежи в контексте профориентационных проблем, в семейном консультировании, в социально-психологической помощи пресуицидентам, при изучении производственных, спортивных и военизированных коллективов, а также в клинике неврозов. Испытуемому (илигруппе обследуемых лиц) дается задание последовательно, согласно нумерации, рассматривать каждую картинку, при этом стараться дать волю фантазии и сочинить по каждой из них небольшой рассказ, в котором будут отражены следующие аспекты: 1) Что происходит в данный момент. 2) Кто эти люди. 3) 0 чем они думают и что чувствуют 4) Что привело к этой ситуации и чем она закончится. Высказывается также просьба не использовать известные сюжеты, взятые из книг, театральных постановок или кинофильмов, придумывать свое. Подчеркивается, что объектом внимания экспериментатора является воображение испытуемого, умение выдумывать, богатство фантазии. Обычно испытуемому дается  двойной тетрадный лист, на котором чаще всего свободно размещаются восемь коротеньких рассказов, содержащих ответы на все поставленные вопросы; чтобы у обследуемого не было ощущения ограничения, можно  дать два таких листа. Время также не ограничивается, однако экспериментаторпоторапливает испытуемых, чтобы получить более непосредствен­ные ответы. Таким образом, помимо анализа сюжетов, их содержательной стороны, вниманию экспериментатора предоставляется возможность проанализировать почерк испытуемого, стиль письма, манеру изложения, культуру языка, словарный запас, что также имеет большое значение для оценки личности в целом.

   Защитные тенденции могут проявляться в виде несколько однообраз­ных сюжетов, где отсутствует конфликт: речь может идти о танцах или гимнастических упражнениях, занятиях йогой,

 1-я картинка провоцирует создание сюжетов, в которых выявляется отношение испытуемого к про­блеме власти и унижения. Чтобы понять, с кем из персонажей идентифици­рует себя испытуемый, следует обратить внимание, кому из них в рассказе он уделяет больше внимания и приписывает более сильные чувства, при­водит доводы, оправдывающие его позицию, нестандартные мысли или вы­сказывания.Размер рассказа также в значительной степени зависит от эмоциональной значимости того или иного сюжета.

2-я, 5-я и 7-я картинки в большей степени связаны с конфликтными ситуациями (например, се­мейными), где сложные отношения между двумя людьми переживаются кем-то третьим (к примеру, ребенком), кто не может решительным образом изменить ситуацию. При этом позиция этоготретьего лица проявится на соответствующей картинке идентификацией и может выглядеть как индиф­ферентная (2-я), пассивная – уход от вмешательства (5-я), миротворческие тенденции или иная попытка вмешательства (7-я картинка).

Если 3-я картинка чаще провоцирует выявление конфликта в сфере личных, интимных отношений,

то 4-я может рассматриваться как аналогич­ная ситуация одними, и как служебный конфликт другими, так как в первом случае фигурирует скамейка (символ поэтичных встреч), а во втором -стул. На этих картинках также проявляются сюжеты с освещением пробле­мы одиночества, покинутости, фрустрированной аффилиативной потребно­сти, непонятости и неприятия в коллективе.

Собчик Л.Н. “Психодиагностика. Методы и методология.” С 17 цветных приложением в виде разрезных плакатов. Москва, Союзвузприбор. 1990.

2-я картинка чаще других вызывает эмоциональный отклик у неустой­чивых натур, напоминает о бессмысленных всплесках неуправляемых эмо­ций, в то время как по поводу 5-й больше строятся сюжеты, в которых фи­гурирует дуэль мнений, спор. стремление обвинить другого и оправдать се­бя. Аргументация своей правоты и переживание обиды в сюжетах к 7-й картинке испытуемыми нередко разрешается взаимной агрессией персонажей, когда эта тема для него значима. Здесь имеет значение, превалирует ли у героя, с которымсебя идентифицирует обследуемый, внешнеобвиняющая (экстрапунитивная) позиция или склонность к приписыванию само­му себе виныза сложившийся конфликт (интропунитивная позиция).

6-я картинка провоцирует наиболее выраженную значимость агрес­сивных реакций испытуемого в ответ на субъективно переживаемую им не­справедливость, или, если он идентифицирует себя с поверженным чело­веком, выявляется жертвенность позиции, приниженность.

8-я картинка выявляет проблему отвержения индивида объектом аффилиативной привязанности или бегства от назойливого преследования от­вергаемой им личности. Признаком идентификации себя с тем или иным ге­роем рассказа является тенденция приписывать сюжетно разработанные переживания и мысли именно тому персонажу, который в рассказе оказы­вается принадлежащим идентичному с испытуемым полу. Интересно отме­тить, что с равной убежденностью один итот же рисуночный образ распо­знается одним испытуемым как мужчина, другим – как женщина, при этом у каждого имеется полная уверенность, что это не может вызывать никаких сомнений. “Посмотрите, как она сидит! Судя по позе – это женщина.”, – гово­рит один, “это – безусловно мужчина, сразу видно'”, – говорит другая, при этом они рассматривают одну и ту же картинку.  Этот пример лишний раз наглядно демонстрирует выраженный субъективизм восприятия и склон­ность приписывать весьма аморфному стимульному материалу методик со­вершенно конкретные качества утех лиц, для которых ситуация, изобра­женная на картинке звучит как эмоционально значимая. Безусловно, уст­ный рассказ или дополнительное обсуждение написанных рассказов более информативно, но при групповом обследовании удобнее ограничиться письменным изложением.

Межличностный конфликт, звучащий фактически в каждой картинке, не только позволяет определить зону переживаемых испытуемым нарушен­ных отношений с окружающими,но нередко высвечивает сложный внутриличностный конфликт. Так, молодая девушка по 4-ой картинке строит такой сюжет: “Он объяснился девушке в любви. Она ему ответила – “нет”. Он уходит. Она – гордая и не может признаться в том, что любит его, так как считает, что после такого признанияона станет рабой своих чувств, а на это она пойти не может. Будет молча страдать. Когда-ни­будь они встретятся: он – с Другой, она замужем (хотямужа не любит). Она уже переболела своим чувством, а он все еще ее помнит. Ну и что ж, пусть так, но зато спокойнее. Она неуязвима”. Во-первых, в этом сюжете многое привнесено испытуемой личного, не вытекающего из картинки, во-вторых, внешний конфликт явно вторичный и базируется на выраженном внутриличностном конфликте: потребность в любви и глубокои привязанности фрустрирована в силу страха испытуемой перед возможной неудачей, перед страхом испытать приниженность.Болезненное самолюбие, развившееся  на почве негативного жизненного опыта, блокирует свободную самореализацию и непосредственность чувств, заставляетее отка­заться от любви, чтобы не повышать уровень ибез того высокой тревоги, неуверенности всебе.

В сложных семейных ситуациях PAT позволяет также выявить пробле­мы подросткового возраста. При этом позицию подростка в его окружении методика выявляет гораздо более четко, чем он сам сумел бы это сде­лать, даже если бы был полностью откровенным, так как самопонимание и жизненный опыт в этомвозрасте находятся на достаточно низком уровне.

Также плохо выражено самопонимание и осознание своей собственной ро­ли в сложных коллизиях житейских ситуаций у личностей с высоким уровнем невротизации, у эмоционально незрелых, импульсивных личностей.

В связи с этим психологическое исследование с использованием PAT способствует более целенаправленному выбору психокоррекционного под­хода не только с ориентацией на содержательную сторону и сферу пережи­ваний испытуемого, но и с апелляцией к определенному языковому и ин­теллектуально-культурному уровню личности консультируемого психоло­гом человека.

Ps (картинки в тексте расставлены правильно. Нумерация их в различных источниках может не совпадать)

ИНСТРУКЦИЯ

Рассматривая картинки, постарайтесь составить представление  о том, что на них изображено, и изложите свои гипотезы письменно в виде связного текста. При построении описаний Вам необходимо осветить следующие вопросы:

  1. Кто эти люди?
  2. Что они делают (что происходит в данный момент?)
  3. Каковы их мысли и чувства?
  4. Что предшествовало данной ситуации?
  5. Чем закончится данная ситуация?

При обработке результатов тестирования психолог проводит контент-анализ полученных текстов, используя следующую схему.

СХЕМА АНАЛИЗА

  1. ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ –  наличие этих планов свидетельствует об умении опираться на прошлый опыт, планировать будущее.

Будущее может быть приклеено, не выходит из ситуации, значит к будущему страх, не смеет планировать.

  • СФЕРА- личные контакты, интимные отношения, производственные контакты, дружеские контакты.

      Иерархия отношений: взрослые- дети

                                             Начальники – подчиненные.

  • КОНФЛИКТ- внешний, внутренний (невозможность реализовать какую-либо потребность в связи с табу, осознание невозможности реализации)

Высокий уровень невротизации связан с внутренним конфликтом.

  • ДЕТАЛИ – чем их больше, тем человек неувереннее.

      Детализация – стремление оправдать правильность построения сюжета.

  • СОСКАЛЬЗЫВАНИЕ СЮЖЕТА- трудности концентрации внимания, эмоциональная неустойчивость.
  • НЕОЛОГИЗМЫ- богатый творческий интеллект может быть шизоидного типа.
  • УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ-  подчеркивание доброжелательности в противовес агрессии.
  • ПОЗИЦИЯ – активная,
  • пассивная,
  • страдательная,
  • оборонительная,
  • ФАКТ СМЕРТИ – повторение этих вариантов должно настораживать (возможен суицид)
  • ТРЕТИЙ ЧЕЛОВЕК НА КАРТИНКЕ – с ним чаще всего идентифицирует себя подросток, реакция человека на вовлеченного в конфликт, но сопереживающего: эмпатия. 

Рассказать о нас: