Предлагаем вашему вниманию наиболее популярные психологические тесты для самостоятельной работы.
Временными противопоказаниями для гипнотерапии являются:
В каждом из сомнительных случаев необходимо консультироваться со специалистом.
В зависимости от множества подходов к гипнотерапии она делится на несколько видов.
Основоположник «эриксоновского гипноза» — знаменитый американский психиатр Милтон Эриксон. Его работа – это «Человек из февраля. Гипнотерапия и развитие самосознания личности». Эриксоновским гипнозом называют особое состояние транса: человека вводят в него без инструкций, но он бодрствует и общается со специалистом. Благодаря этому сознанию человека доступно в том числе и самопознание. Тело максимально расслаблено, дыхание замедлено, память и воля полностью сохранены.
Элман был радиоведущим, комиком, певцом и сам создал метод индукции. Поэтому он сократил сеанс гипноза до 3 минут. Благодаря гипнозу он лечил различных заболевания. И на первой медицинской операции использовать его вместо анестезии. Тогда его и пригласили как гипнотизера.
Суть: активная работа с познавательными процессами в рамках когнитивной терапии усиливается возвращением к памяти во время гипнотического сеанса. Пациент обращается внутренним взором в детство, вспоминает психотравмирующую ситуацию, произошедшую тогда, и понимает своё настоящее состояние. При осознании сущности проблемы её всегда проще устранить.
Клиническая гипнотерапия Суть: лечение заболеваний и тяжёлых психических расстройств с помощью гипнотерапии. Её применение в медицине и психотерапии.
Суть: возвращение пациента в прошлое с помощью вербальных установок. Активация глубоких слоёв памяти. Извлечение из накопленного опыта определённых истин, которые можно применить в настоящем, чтобы не допустить очередных ошибок.
Суть: сочетание психоанализа с гипнотерапией. Анамнез и выявление эмоциональных переживаний происходит под гипнозом. Позволяет вытянуть на поверхность вытесненные события, применяя такие приёмы, как свободные ассоциации, визуализация сцен, автоматическое письмо и другие техники.
В гипнотерапии существует несколько методов, позволяющих вводить человека в состояние изменённого сознания. Некоторые из них продемонстрированы в таблице, где также приведены слова, которые должен говорить психотерапевт, погружая пациента в гипнотический сон.
Во время работы с пациентом, когда тот находится в состоянии сна, гипнотерапевты используют следующие техники.
Телесные инсайты и метафоры
Более глубокое познание самого себя, избавление от старых стереотипов мышления и поведения, создание новых стратегий решения трудностей.
Передача состояний Пациент в состоянии гипноза подробно «передаёт» психотерапевту свои чувства и переживания так, как не рассказал бы о них просто в беседе, когда он отключен от своего бессознательного.
НЛП–технологии Воздействие на бессознательное недирективными методами. Гипнотерапевт задействует скрытые возможности пациента, не навязывая ему шаблонные установки. Для этого используются речевые приёмы, техники невербального воздействия, стратегии косвенных внушений.
Эриксон — доктор медицины и отец-основатель Американского общества клинического гипноза. Он руководил Американской психиатрической ассоциацией и Американской ассоциацией психологии. Также он основал Фонд обучения и исследований при Американском обществе клинического гипноза. Личный опыт борьбы с болезнью помог ему создать новое направление психотерапии — эриксоновский гипноз: его основой является гипнотический транс, работа напрямую с бессознательным в состоянии транса, а также особая, щадящая формула внушения, при которой пациенту предоставляется право выбора. Все это помогает в достижении целей, а также раскрывает ресурсы интуиции и творчества.
ЭЭГ – это исследование мозга. С помощью электроимпульсов определяют биоэлектрическую активность мозга. Этот метод самый точный в определении заболевания. С его помощью определяют воспаление, патологию сосудов, раннюю эпилепсию, опухоль и инсульт. Также ЭЭГ позволяет отследить изменения в мозге и своевременно корректировать терапию.
Показания к проведению электроэнцефалограммы включают в себя неврологические и психические заболевания, требующие их диагностики. Назначается для диагностики и контроля эффективности лечения. Прежде чем проводить электроэнцефалографию, проводят осмотр и анализ жалоб пациента.
Оценка электрической активности мозга проводится с помощью электроэнцефалографа, который напоминает шапочку с датчиками и устройством для обработки данных. Пациент усаживается на стул или ложится, на его голову надевается ЭЭГ-шапочка с датчиками, которые передают информацию на монитор в виде графика. Метод ЭЭГ занимает немного времени, длится в несколько этапов. Его применяют для исследования головного мозга у взрослых и детей, без противопоказаний.
Использование функциональных проб - это выполнение несложных упражнений: поморгать, взглянуть на световые вспышки, редко или глубоко подышать, послушать резкие звуки. Специалист снимает электроды и распечатывает полученные результаты.
Обычная энцефалограмма — это рутинная ЭЭГ или диагностика пароксизмального состояния. Длительность такого метода зависит от исследуемого участка и применения в мониторинге функциональных проб. В среднем процедура не занимает больше 20–30 минут. За это время специалист успевает провести ритмичную фотостимуляцию разной частоты, гипервентиляцию (вдохи глубокие и редкие), нагрузку в виде медленного моргания (в нужные моменты открывать и закрывать глаза), обнаружить ряд функциональных изменений скрытого характера.
Использование функциональных проб - это выполнение несложных упражнений: моргание, взгляд на световые вспышки, редкое или глубокое дыхание, прослушивание резких звуков. Специалист снимает электроды и распечатывает полученные результаты.
Обычная энцефалограмма - это рутинная ЭЭГ или диагностика пароксизмального состояния. Длительность такой процедуры зависит от исследуемого участка и применения функциональных проб в мониторинге. В среднем процедура занимает не более 20-30 минут. За это время специалист успевает провести ритмичную фотостимуляцию разной частоты, гипервентиляцию (глубокие и редкие вдохи), нагрузку в виде медленного моргания (открывать и закрывать глаза в нужные моменты), обнаружить ряд функциональных изменений скрытого характера.
Гиссенский тест (ОН, ОНА)
Фамилия ___________________________________________________________________________
Профессия __________________________________________________________________________
Дата рождения ______________________________________________________________________
Дата исследования___________________________________________________________________
В этом опроснике речь идет о том, как вы видите и оцениваете определенных людей. Пожалуйста, отметьте свое впечатление на шкале, обведя соответствующую цифру в шкале.
Центр шкалы — 0, вправо и влево она простирается от 1 до 3.
«0» означает, что вы считаете поведение этого человека ничем не отличающимся от поведения других людей. Например, в пункте 1: если вы считаете, что человек, которого надо оценить, ни терпелив, ни нетерпелив по сравнению с другими людьми, то обведите, пожалуйста, кружком «0». Если его поведение отклоняется в ту или иную сторону, то обведите, пожалуйста, кружком соответственно 1, 2 или 3.
1. | У меня впечатление, что он (она) скорее нетерпеливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее терпеливый человек |
2. | Я полагаю, что он (она) скорее стремится к общению | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее избегает общения |
3. | Я считаю, что он (она) обычно предпочитает руководить другими людьми | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | предпочитает, чтобы им (ею) руководили |
4. | Я думаю, что изменение внешних условий жизни очень сильно повлияло бы на его (ее) душевное состояние | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень мало повлияло бы на его (ее) душевное состояние |
5. | У меня впечатление, что он (она) довольно редко | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | довольно часто обеспокоен(а) своими внутренними проблемами |
6. | Мне кажется, что он (она) скорее склонен (склонна) подавлять гнев и досаду | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее не склонен (склонна) подавлять гнев и досаду |
7. | Мне кажется, что для него (нее) очень важно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | почти совсем не важно в чем-то превосходить других людей |
8. | Я полагаю, что он (она) считает себя не склонным к тревоге человеком | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень склонным к тревоге человеком |
9. | У меня впечатление, что люди, в общем, высоко оценивают его (ее) успехи в работе | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее невысоко оценивают |
10. | Я полагаю, что к другим людям он (она) скорее испытывает полное доверие | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | у него (нее) скорее очень мало доверия к другим людям |
11. | У меня впечатление, что он (она) проявляет большую | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | небольшую потребность в любви |
12. | Я полагаю, что он (она) скорее избегает | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее ищет тесных контактов с другими людьми |
13. | Я полагаю, что он (она) по сравнению с другими скорее хорошо умеет | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее плохо умеет обращаться с деньгами |
14. | Мне кажется, что он (она) редко чувствует себя подавленным (ой) | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | часто чувствует себя подавленным (ой) |
15. | У меня впечатление, что он (она), в общем, очень откровенен (откровенна) | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | мало откровенен (откровенна) |
16. | Я считаю, что ему (ей) скорее трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее легко понравиться другим людям |
17. | Я полагаю, что ему (ей) скорее легко | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее трудно долгое время быть связанным (ой) с другим человеком |
18. | Я полагаю, что с правдой он (она) обращается скорее достаточно свободно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее сверхточно |
19. | У меня впечатление, что он (она), как правило, легко | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | как правило, трудно выходит из себя |
20. | Мне кажется, что по сравнению со своими сверстниками он (она) производит впечатление человека более молодого | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | более старого |
21. | У меня впечатление, что он (она) скорее не очень аккуратный и упорядоченный человек | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее слишком аккуратный и упорядоченный человек |
22. | Я считаю, что у него (нее) очень часто | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень редко бывают конфликты с другими людьми |
23. | Я полагаю, что он (она) привык(ла) к тому, что его (ее) скорее мало ценят | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | что его (ее) скорее высоко ценят |
24. | У меня впечатление, что он(а) сам(а) усложняет себе жизнь | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее облегчает себе жизнь |
25. | Я думаю, что он (она) чувствует себя скорее очень далеким(ой) от других людей | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее очень близким(ой) к другим людям |
26. | Я полагаю, что по сравнению с другими он (она) скорее очень склонен (склонна) к фантазиям | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | он (она) скорее совсем не склонен (склонна) к фантазиям |
27. | Я полагаю, что он (она) совсем не придает значения | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | придает очень большое значение тому, чтобы хорошо выглядеть |
28. | У меня впечатление, что ему (ей) скорее трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее легко работать в тесном контакте с другими людьми |
29. | Я думаю, что он (она) редко | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | часто упрекает сам(а) себя |
30. | Я полагаю, что он (она) способен (способна) очень сильно любить | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | не способен (способна) очень сильно любить |
31. | Я полагаю, что в сравнении с другими людьми он (она) более покладист (а) | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | более упрям (а) |
32. | Я полагаю, что он (она) сравнительно редко | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | сравнительно часто беспокоится о других людях |
33. | У меня впечатление, что ему (ей) скорее плохо | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее хорошо удается отстаивать свои интересы в жизненной борьбе |
34. | Я полагаю, что по сравнению с другими он (она) способен (способна) очень сильно любить | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | не способен (способна) очень сильно любить |
35. | Я думаю, что у него (нее) очень хорошие | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень плохие актерские способности |
36. | Я полагаю, что его (ее), как правило, считают сильным человеком | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | как правило, считают слабым человеком |
37. | У меня впечатление, что ему (ей) очень трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень легко быть привлекательным (ой) для других |
38. | Я полагаю, что по сравнению с другими ему (ей) скорее легко | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее трудно не отвлекаться от дела |
39. | Я полагаю, что ему (ей) очень трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень легко вести себя непринужденно |
40. | Я думаю, что он (она) чувствует себя свободно в общении с лицами другого пола | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень скованно |
Гиссенский тест (Я)
Фамилия ___________________________________________________________________________
Профессия __________________________________________________________________________
Дата рождения ______________________________________________________________________
Дата исследования___________________________________________________________________
В этом опроснике речь идет о том, как Вы сами себя видите и оцениваете. Пожалуйста, отметьте свое мнение о себе, обведя соответствующую цифру в шкале.
Центр шкалы — 0, вправо и влево она простирается от 1 до 3.
«0» означает, что Вы считаете свое поведение не отличающимся от поведения других людей. Например, в пункте 1: если у Вас такое впечатление, что Вы в сравнении с другими людьми ни нетерпеливы, ни терпеливы, то обведите, пожалуйста, кружком «0». Если Ваше поведение отклоняется в ту или иную сторону, то обведите, пожалуйста, соответственно 1, 2 или 3.
1. | У меня впечатление, что я скорее нетерпеливый человек | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее терпеливый человек |
2. | Я полагаю, что я скорее стремлюсь к общению | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее избегаю общения |
3. | Я считаю, что я скорее предпочитаю руководить другими людьми | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | предпочитаю, чтобы мною руководили |
4. | Я думаю, что изменение внешних условий моей жизни очень сильно повлияло бы на мое душевное состояние | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень мало повлияло бы на мое душевное состояние |
5. | У меня впечатление, что я довольно редко | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | довольно часто обеспокоен своими внутренними проблемами |
6. | Мне кажется, что я скорее склонен (склонна) подавлять гнев и досаду | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | склонен (склонна) проявлять гнев и досаду |
7. | Мне кажется, что для меня очень важно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | почти совсем не важно в чем-то превосходить других людей |
8. | Я считаю себя совсем не склонным к тревоге человеком | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень склонным к тревоге человеком |
9. | У меня впечатление, что другие, в общем, скорее высоко оценивают результаты моей работы | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее невысоко оценивают |
10. | Я полагаю, что к другим людям я скорее испытываю полное доверие | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | у меня скорее очень мало доверия к другим людям |
11. | У меня впечатление, что я проявляю большую | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | необходимую потребность в любви |
12. | Я полагаю, что скорее избегаю | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее ищу тесных контактов |
13. | Я полагаю, что по сравнению с другими я скорее хорошо умею | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее плохо умею обращаться с деньгами |
14. | Я редко чувствую себя подавленным (ой) | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | часто чувствую себя подавленным (ой) |
15. | У меня впечатление, что, в общем, я очень откровенен (откровенна) | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | мало откровенен (откровенна) |
16. | Я считаю, что мне скорее трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | легко понравиться другим людям |
17. | Я полагаю, что мне скорее легко | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее трудно долгое время быть связанным (ой) с другим человеком |
18. | Я полагаю, что с правдой я скорее обращаюсь достаточно свободно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее сверхточно |
19. | У меня впечатление, что я, как правило, легко | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | как правило, трудно выхожу из себя |
20. | Я полагаю, что по сравнению со своими сверстниками произвожу впечатление человека более молодого | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | более старого |
21. | У меня впечатление, что я скорее не очень аккуратный человек | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее слишком аккуратный и упорядоченный |
22. | Я считаю, что у меня очень часто | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень редко бывают конфликты с другими людьми |
23. | Я полагаю, что привык (ла) к тому, что меня скорее мало ценят | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее высоко ценят |
24. | У меня впечатление, что я скорее сам (а) усложняю себе жизнь | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее облегчаю себе жизнь |
25. | Я думаю, что чувствую себя скорее очень далеким (ой) от других людей | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее очень близким (ой) к другим людям |
26. | Я полагаю, что по сравнению с другими я скорее очень склонен (склонна) к фантазиям | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | я совсем не склонен (склонна) к фантазиям |
27. | Я полагаю, что совсем не придаю значения | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | придаю очень большое значение тому, чтобы хорошо выглядеть |
28. | У меня впечатление, что мне скорее трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее легко работать в тесном контакте с другими людьми |
29. | Я думаю, что редко | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | часто упрекаю сам (а) себя |
30. | Я полагаю, что способен (способна) очень сильно любить | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | не способен (способна) очень сильно любить |
31. | Я полагаю, что по сравнению с другими я более покладист (а) | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | я более упрям (а) |
32. | Я полагаю, что я сравнительно редко | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | сравнительно часто беспокоюсь о других людях |
33. | У меня впечатление, что мне скорее плохо | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее хорошо удается отстаивать свои интересы в жизненной борьбе |
34. | Я полагаю, что по сравнению с другими я способен (способна) очень сильно любить | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | не способен (способна) очень сильно любить |
35. | Я думаю, что у меня очень хорошие | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень плохие актерские способности |
36. | Я полагаю, что меня как правило, считают сильным человеком | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | как правило, считают слабым человеком |
37. | У меня впечатление, что мне очень трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень легко быть привлекательным (ой) для других |
38. | Я полагаю, что по сравнению с другими мне скорее легко | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее трудно не отвлекаться от дела |
39. | Я полагаю, что мне очень трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень легко вести себя непринужденно |
40. | Я чувствую себя свободно в общении с лицами другого пола | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень скованно |
ГИССЕНСКИЙ ЛИЧНОСТНЫЙ
ОПРОСНИК
(ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
Описание Гиссенского теста
Гиссенский личностный опросник (Гиссенский тест — ГТ) был разработан в 1968 г. коллективом немецких ученых на базе Психосоматической клиники Гиссенского университета и быстро завоевал популярность как диагностический инструмент в клинике, удобный для решения различных вопросов индивидуальной и групповой диагностики. Широкое использование ГТ не только в клинических, но и социально-психологических исследованиях привело к необходимости в последующие годы (1975) произвести повторную стандартизацию теста с учетом новых данных (Beckman D. et al., 1983).
Основное отличие ГТ от других психологических тестов заключается в том, что он в значительной степени учитывает социальные установки и реакции личности, что делает его пригодным не только для исследования личности, но и для анализа социальных отношений, в особенности межличностных отношений в малых группах.
В основу разработки ГТ были положены следующие требования:
ГТ включает 3 варианта одних и тех же 40 биполярных утверждений («Я», «ОН», «ОНА»). Варианты ГТ предназначены для получения независимой характеристики испытуемого; сравнение данных самохарактеристики с независимой характеристикой расширяет возможности индивидуальной диагностики (например, мнение врача как корректирующее дополнение самохарактеристики пациента); делает его особо удобным для социально-психологических исследований (например, обследование супружеских пар, семей, психотерапевтических групп).
Каждое утверждение ГТ оценивается по 7-балльной шкале. Полученные баллы могут быть преобразованы в стандартные подобно преобразованию в MMPI. Основу 6 стандартных шкал ГТ составляет результат факторного анализа пунктов опросника, проведенного на группе из 236 больных неврозами в Гиссенской психосоматической клинике: первые 6 пунктов, имевшие наибольшие нагрузки по одному из факторов, были объединены в шкалы.
Каждая из 6 основных шкал имеет два полюса:
В целом, содержание 6 стандартных шкал, по замыслу авторов ГТ, охватывает те внутриличностные и психосоциальные переменные, которые имеют центральное значение для современной психоаналитической диагностики. Однако такая трактовка данных необязательна, «сам по себе диагностический профиль не требует каких-либо концептуальных трактовок, он представляет просто цепь подтвержденных математическим анализом связей между отдельными признаками» (Блейхер В. М., Крук И. В., 1986), позволяющий совершать последующую интерпретацию в рамках различных теоретических направлений.
Кроме интерпретации результатов теста по 6 стандартным шкалам возможна более сложная, но и более тонкая и дифференцированная диагностика, основанная на всех 40 пунктах ГТ.
Исследования различных социальных и клинических групп дали возможность определить типичные диагностические диаграммы, помогающие в интерпретации индивидуальных личностных профилей.
Области применения ГТ благодаря его компактности и структуре могут быть весьма разнообразны. Особенности конструкции ГТ, позволяющие учитывать личностные, интрапсихические и социально-психологические переменные, дают возможность не только исследовать соответствующие характеристики, но и устанавливать связи между внутри- и межличностными переменными, соотносить личностные признаки с межличностным взаимодействием, социальным поведением, социальными установками и реакциями личности.
Основная сфера применения ГТ — это клинико-психологические исследования, где ГТ может быть использован как для индивидуальной личностной, так и групповой диагностики.
В индивидуальной диагностике наличие трех вариантов методики расширяет диапазон ее применения по сравнению с классическими личностными тестами. ГТ позволяет получить психологический автопортрет, отражающий комплекс качеств, представление о которых может в значительной степени способствовать решению дифференциально-диагностических задач (различные формы неврозов, неврозы и психопатии и пр.). В руководстве по применению ГТ авторы приводят типичные профили больных неврозами, язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки, делинквентных подростков и др. Наряду с этим ГТ может быть использован для получения информации о том, каким испытуемый хотел бы видеть себя (идеальное «Я»). Сопоставление реального и идеального образов «Я» имеет важное значение для психологической диагностики, поскольку степень сходства или различия двух параметров позволяет диагностировать такую важнейшую личностную характеристику как самооценка и, косвенным образом, «индекс невротичности». Возможно также использование ГТ для получения независимых характеристик испытуемого со стороны членов его семьи, лечащего врача и других лиц его окружения. Сопоставление самохарактеристик с независимыми характеристиками в значительной степени способствует объективизации самооценки испытуемого.
Групповая диагностика с помощью ГТ может проводиться по двум различным направлениям. Первое направление — диагностика межличностного взаимодействия, основанная на рассмотрении взаимоотношений между членами группы, частями группы и разными группами. Так, например, ГТ предоставляет важную информацию для анализа взаимоотношений врачей и пациентов в отделении, отношений между супругами, между пациентами психотерапевтической группы. Второе направление групповой диагностики — это анализ типичных свойств коллективов и групп по сравнению с нормой или контрольной группой. Групповая диагностика позволяет дополнить представления об интрапсихических особенностях пациента представлениями об особенностях межличностного взаимодействия, иными словами, включить межличностный, поведенческий аспект в контекст реализации диагностических задач.
ГТ также может быть полезен в исследованиях, направленных на контроль за эффективностью психотерапии. Особенностью структуры ГТ является то обстоятельство, что наряду с постоянными во времени личностными свойствами, авторы включили переменные, которые связаны с ожидаемыми изменениями при проведении психотерапии. Однако в этих исследованиях возможны методические затруднения, связанные с тем, что в отличие от MMPI и подобных опросников ГТ не имеет предпочтительных направлений в отдельных шкалах, которые определенным образом диагностируют неврозы: изменения влево и вправо в равной степени могут отражать усиление и ослабление невротических тенденций, оценка изменений при таком методе зависит от исходных позиций по отдельным шкалам. Усреднение же показателей в этом случае приведет к нивелировке как изначально имеющихся различий, так и возникающих изменений, представленных в самохарактеристиках обследуемых пациентов. Рекомендуется в случае разных клинических групп и различной по форме и длительности психотерапии разрабатывать релевантные выборке специальные шкалы на базе всех 40 пунктов опросника.
Наряду с областью клинико-психологических исследований ГТ может быть использован при проведении социально-психологических исследований, так как возможность изучения с помощью ГТ психологических автопортретов, независимых характеристик и образов идеального «Я», ауто- и гетеростереотипов, представлений о профессии (образа профессии), групповых эталонов (идеалов) и т. п. делает особенно широким спектр его применений в этой области исследований.
В приложении приводится сопоставление усредненных показателей по каждой шкале нашей версии ГТ группы больных неврозами и нормативной выборки.
Адаптация ГТ проводилась в соответствии с общими правилами технологии создания и адаптации методик (Бодалев А. А., Столин В. В., 1987) и включала перевод методики, получение тестовых норм, проверку психометрических показателей (валидность и надежность теста).
Перевод осуществлялся параллельно специалистами-филологами и психологами, владеющими немецким языком. Обратный перевод был сделан студентом-психологом Свободного Университета (Берлин) Э. Вирцба, стажировавшимся в отделении неврозов и психотерапии Института им. В. М. Бехтерева.
Первоначальная редакция русского варианта ГТ, апробированного на репрезентативной выборке (студенты, педагоги, менеджеры и пр., n = 426), не удовлетворяла критериям валидности и достоверности. Пункты недостоверных шкал в измененной формулировке вошли во вторую редакцию русского варианта Гиссенского теста, представленную в данных методических рекомендациях.
Стандартизация Гиссенского теста
Выборка для стандартизации 2-й редакции ГТ состояла из 173 человек в возрасте от 18 до 57 лет. Средний возраст — 30,5 лет. По социальному составу выборка была разнородной. Основные группы испытуемых: студенты разных курсов технических вузов Санкт-Петербурга и врачи, проходившие стажировку в ГИДУВе; мужчин и женщин было примерно поровну (82 женщины и 91 мужчина).
Характеристика пунктов опросника
Оценка пунктов опросника производится при помощи 7-балльной шкалы, имеющей следующий первоначальный вид:
3 2 1 0 1 2 3
Для подсчета используется линейное преобразование шкалы, где значению 3 слева соответствует оценка 1. Шкала приобретает следующий вид:
3 2 1 0 1 2 3
1 2 3 4 5 6 7
Первичные статистические характеристики шкал
Гиссенского теста
Все шкалы опросника имеют распределения, близкие к нормальному. Средние, стандартные отклонения и ошибки среднего, полученные на выборке из 173 испытуемых независимо от пола и возраста, приведены в табл. 1. Приводятся также соответствующие значения немецкого варианта методики. Эти данные для сравнения помещены в таблицах ниже показателей адаптированного текста.
Таблица 1
Первичные статистические характеристики шкал Гиссенского теста
I | II | III | IV | V | VI | |
Средние по шкалам | 27,7±0,3 28,8 | 25,4±0,3 27,2 | 23,3±0,3 26,8 | 27,5±0,4 23,3 | 19,3±0,3 22,3 | 17,9±0,3 20,1 |
Стандартные отклонения | 4,7 5,3 | 5,1 5,1 | 4,9 5,7 | 5,3 6,2 | 4,6 5,9 | 4,3 5,3 |
Вычисление показателей шкал ГТ производится следующим образом: биполярная градуировка пунктов преобразуется при помощи линейного преобразования. Пунктам 3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 соответствуют баллы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Сырая оценка по шкале представляет сумму преобразованных оценок пунктов с учетом знака (ключи для подсчета шкальных оценок приводятся в приложении) и включает соответствующую константу для каждой шкалы. Например, для IV шкалы сырая оценка (СО) складывается из баллов по следующим пунктам:
СО=СО4 + СО5+СO6 + СО8 — СО14 — СО29+16
Анализ интеркорреляций шкал опросника показал, что большинство показателей взаимосвязи между шестью шкалами ГТ не достигают значимого уровня, что указывает на независимость выделенных личностных характеристик.
Преобразование шкал Гиссенского теста
Как и в случае пунктов опросника, сырые показатели шкал ГТ могут быть преобразованы в стандартные Т-баллы. Преобразование проводится по формуле:
,
где х и равны средним стандартным отклонениям по шкалам. Сырая оценка по шкале может теоретически принимать значения от 6 до 42. В соответствии с Т-преобразованием, N принимается равным 50, S — равным 10.
Соответствующие стандартные оценки для шкал I—VI даны в приложении: Таблица перевода сырых оценок по шкалам ГТ в стандартные Т-баллы. Слева в первой колонке указаны сырые оценки, а в следующих колонках — Т-баллы шкал I—VI.
Оценки по шкале 1-33 и 1-67 означают, что ниже и выше указанных баллов находится по 4,5% всех результатов по выборочной группе стандартизации.
Это преобразование аналогично преобразованию, проводимому в широко известном опроснике MMPI. Как на существенное отличие можно указать на возможность интерпретации высоких отклонений от среднего значения, равного 50, в оба направления. Профильный лист (так же если сравнивать с MMPI) повернут на 90°, чтобы не подчеркивать значения высоких оценок, а учитывать отклонения вправо и влево, существенные в равной мере.
Сравнение полученных на нашей выборке средних по 6 шкалам ГТ с нейтральными средними значениями, которые теоретически возможно было бы получить (в каждую шкалу входит 6 пунктов со средним значением, равным 4, т. е. 6Х4 = 24), обнаруживает сдвиг средних значений самооценок относительно этих нейтральных средних значений. Можно полагать, что в этих сдвигах отражаются тенденции приписывать себе социально желательные черты (Fordyce W. Е., 1956; Edwards A. L., 1962, и др.), так называемый «positivity bias» (Brunner J. S., Tagiuri R., 1954); таким образом, самохарактеристики выборочной группы одновременно указывают на общественные эталоны в обследованной популяции (Beckman D. et al., 1983).
Наиболее выраженные отклонения от нейтрального среднего обнаруживаются в нашей выборке у шкал 1, 5 и 6. Согласно этим данным, социально желательными являются такие характеристики личности как уверенность в социальном одобрении окружающих (шкала 1), открытость (шкала V), наличие социальных способностей (развитые социальные навыки) (шкала VI).
Следует отметить, что в немецкой выборке стандартизации отклонения оценок от нейтральных средних кроме 1 и 6 шкалы, как в нашей группе, были получены по шкале 2 — послушность и шкале 3 — высокий самоконтроль, что, по-видимому, свидетельствует об определенных национальных стереотипах.
Кроме 6 основных шкал ГТ включает 2 установочные шкалы, показатели которых складываются из количества крайних и средних выборов по каждому пункту.
В табл. 2 приведены характеристики установочных шкал. Шкала М показывает количество выборов 0 при биполярных шкалах пунктов (3—2—1—0—1—2—3). Шкала Е показывает общее количество крайних выборов (3) слева и справа.
Таблица 2
Характеристики установочных шкал М и Е
Среднее значение | Стандартные отклонения | |
М | 6,6 | 4,6 |
9,3 | 8,1 | |
Е | 6,2 | 5,7 |
8,5 | 6,1 |
Нижние значения в таблице соответствуют данным, полученным в немецком варианте теста.
Шкалы М и Е, согласно ожиданиям, коррелируют слегка отрицательно (r = -0,24). На основании показателей установочных шкал можно судить об отношении испытуемого к ситуации обследования, его состоянии и защитных механизмах (например, большое количество средних выборов может быть истолковано как проявление эмоционального безразличия к процедуре обследования; большое количество крайних выборов может указывать на возбужденное состояние или низкий самоконтроль).
Психометрические характеристики Гиссенского теста
Исследование психометрических характеристик ГТ включало вычисление его валидности и надежности (подробнее см. Е. А. Голынкина, 1992).
Конструктивная (конструктная) валидность шкал ГТ демонстрируется их связями с другими, родственными характеристиками личности, определявшимися в данном случае при помощи личностного 16-факторного опросника Кеттелла.
Анализ связей шкал ГТ с факторами личностного опросника Кеттелла подтверждает репрезентативность ГТ относительно измеряемых областей поведения. Вместе с тем, процедура валидизации ГТ обогатила понимание психологического значения каждой из шкал опросника.
ГТ конструировался авторами как тест, измеряющий не только стабильные, инвариантные во времени личностные характеристики, но и такие психологические свойства, которые подвержены изменению (в целях использования его для контроля результатов психотерапии).
В связи с этим использовали два способа вычисления надежности теста:
Соответствующие характеристики шкал приведены в табл. 3.
Таблица 3
Характеристики надежности шкал ГТ
I | I I | III | IV | V | VI | |
Стабильность | 0,76 | 0,60 | 0,83 | 0,62 | 0,79 | 0,58 |
Внутренняя согласованность | 0,65 | 0,49 | 0,45 | 0,70 | 0,51 | 0,58 |
Полученные результаты стабильности и внутренней согласованности отражают относительно невысокую надежность некоторых шкал ГТ, связанную, по-видимому, с особенностями его конструирования.
По данным авторов оригинальной версии ГТ, корреляции результатов повторных исследований (стабильность ГТ) также выше, чем коэффициенты внутренней согласованности, что совпадает с полученными результатами изучения психометрических параметров русской версии.
Ключи для обработки ГТ
S . | I | II | III | IV | V | VI |
9 - | 1 + | 13 - | 4 - | 10 + | 2 + | |
16 + | 3 + | 18 + | 5 + | 11 + | 7 + | |
23 + | 22 + | 21 + | 6 - | 15 + | 17 + | |
27 + | 28 + | 24 - | 8 + | 19 + | 26 + | |
33 + | 31 - | 38 - | 14 + | 25 - | 30 + | |
37 + | 35 + | 39 - | 29 + | 34 + | 40 + | |
Константы | 8 | 8 | 32 | 16 | 8 | 0 |
Обработку заполненных опросников следует производить с использованием приведенных ключей, суммируя ответы на пункты «+» со своим знаком и ответы на пункты «—» с обратным знаком. К сумме ответов по каждой шкале прибавляется константа.
Таблица усредненных показателей шкал Гиссенского теста
больных неврозами и нормативной выборки
Шкалы ГТ | Больные неврозами | Нормативная выборка | Значение Т-критерия | |||
I | 24,22 ± 0,69 | 27,68 ± 0,36 | 4,80** | |||
II | 24,41 ± 0,69 | 25,37 ± 0,38 | н. з. | |||
III | 25,24 ± 0,79 | 23,26 ± 0,37 | 2,91* | |||
IV | 31,30 ± 0,58 | 27,45 ± 0,40 | 7,40** | |||
V | 18,57 ± 0,78 | 19,30 ± 0,35 | н. з. | |||
VI | 19,74 + 0,70 | 17,86 ± 0,32 | 3,54** |
** — различия достоверны при p < 0,001
* — различия достоверны при p <.0,01
С учетом мнения составителей теста (Beckman D. et al., 1983), при групповых сопоставлениях можно отказаться от стандартизованных оценок (Т-баллов) и работать с сырыми оценками.
Таблица перевода сырых оценок по шкалам ГТ в стандартные Т-баллы
Сырые оценки | I | II | III | IV | V | VI |
6 | 4 | 12 | 15 | 10 | 21 | 23 |
7 | 6 | 14 | 17 | 12 | 23 | 25 |
8 | 8 | 16 | 19 | 13 | 25 | 27 |
9 | 11 | 18 | 21 | 15 | 28 | 30 |
10 | 13 | 20 | 23 | 17 | 30 | 32 |
11 | 15 | 22 | 25 | 19 | 32 | 34 |
12 | 17 | 24 | 27 | 21 | 34 | 36 |
13 | 19 | 26 | 29 | 23 | 36 | 39 |
14 | 21 | 28 | 31 | 25 | 39 | 41 |
15 | 23 | 29 | 33 | 27 | 41 | 43 |
16 | 25 | 31 | 35 | 28 | 43 | 46 |
17 | 27 | 33 | 37 | 30 | 45 | 48 |
18 | 30 | 35 | 39 | 32 | 47 | 50 |
19 | 32 | 37 | 41 | 34 | 49 | 53 |
20 | 34 | 39 | 43 | 36 | 52 | 55 |
21 | 36 | 41 | 45 | 38 | 54 | 57 |
22 | 38 | 43 | 47 | 40 | 56 | 60 |
23 | 40 | 45 | 49 | 42 | 58 | 62 |
24 | 42 | 47 | 51 | 44 | 60 | 64 |
25 | 44 | 49 | 54 | 45 | 62 | 66 |
26 | 46 | 51 | 56 | 47 | 65 | 69 |
27 | 49 | 53 | 58 | 49 | 67 | 71 |
28 | 51 | 55 | 60 | 51 | 69 | 73 |
29 | 53 | 57 | 62 | 53 | 71 | 76 |
30 | 55 | 59 | 64 | 55 | 73 | 78 |
31 | 57 | 61 | 66 | 57 | 75 | 80 |
32 | 59 | 63 | 68 | 59 | 78 | 83 |
33 | 61 | 65 | 70 | 60 | 80 | 85 |
34 | 63 | 67 | 72 | 62 | 82 | 87 |
35 | 65 | 69 | 74 | 64 | 84 | 90 |
36 | 68 | 71 | 76 | 66 | 86 | 92 |
37 | 70 | 73 | 78 | 68 | 88 | 94 |
38 | 72 | 75 | 80 | 70 | 91 | 96 |
39 | 74 | 77 | 82 | 72 | 93 | 99 |
40 | 76 | 79 | 84 | 74 | 95 | 101 |
41 | 78 | 81 | 86 | 75 | 97 | 103 |
42 | 80 | 83 | 88 | 77 | 99 | 106 |