Популярные психологические тесты

Предлагаем вашему вниманию наиболее популярные психологические тесты для самостоятельной работы.

Гипноз.

Противопоказания
  • Недавно перенесённые инсульт, инфаркт, сердечная недостаточность;
  • эпилепсия;
  • маниакально-депрессивный психоз;
  • задержка психического и умственного развития, слабоумие;
  • паранойя;
  • органические поражения головного мозга.

Временными противопоказаниями для гипнотерапии являются:

  • инфекционные или хронические заболевания в стадии обострения;
  • приём на постоянной основе мощных лекарственных препаратов: транквилизаторов, нейролептиков, антидепрессантов;
  • алкогольное или наркотическое опьянение;
  • недомогание, физическая слабость;
  • повышенная температура тела;
  • расстройства пищеварения (тошнота, рвота, диарея);
  • кашель;
  • травмы, временно ограничивающие движения;
  • I триместр беременности;
  • детский возраст до 9 лет.

В каждом из сомнительных случаев необходимо консультироваться со специалистом.

Виды гипноза.

В зависимости от множества подходов к гипнотерапии она делится на несколько видов.

Эриксоновская гипнотерапия

Основоположник «эриксоновского гипноза» — знаменитый американский психиатр Милтон Эриксон. Его работа – это «Человек из февраля. Гипнотерапия и развитие самосознания личности». Эриксоновским гипнозом называют особое состояние транса: человека вводят в него без инструкций, но он бодрствует и общается со специалистом. Благодаря этому сознанию человека доступно в том числе и самопознание. Тело максимально расслаблено, дыхание замедлено, память и воля полностью сохранены.

Элман был радиоведущим, комиком, певцом и сам создал метод индукции. Поэтому он сократил сеанс гипноза до 3 минут. Благодаря гипнозу он лечил различных заболевания. И на первой медицинской операции использовать его вместо анестезии. Тогда его и пригласили как гипнотизера.

Когнитивная гипнотерапия

Суть: активная работа с познавательными процессами в рамках когнитивной терапии усиливается возвращением к памяти во время гипнотического сеанса. Пациент обращается внутренним взором в детство, вспоминает психотравмирующую ситуацию, произошедшую тогда, и понимает своё настоящее состояние. При осознании сущности проблемы её всегда проще устранить.

Клиническая гипнотерапия  Суть: лечение заболеваний и тяжёлых психических расстройств с помощью гипнотерапии. Её применение в медицине и психотерапии.

Регрессивная гипнотерапия

Суть: возвращение пациента в прошлое с помощью вербальных установок. Активация глубоких слоёв памяти. Извлечение из накопленного опыта определённых истин, которые можно применить в настоящем, чтобы не допустить очередных ошибок.

Гипноанализ.

Суть: сочетание психоанализа с гипнотерапией. Анамнез и выявление эмоциональных переживаний происходит под гипнозом. Позволяет вытянуть на поверхность вытесненные события, применяя такие приёмы, как свободные ассоциации, визуализация сцен, автоматическое письмо и другие техники.

В гипнотерапии существует несколько методов, позволяющих вводить человека в состояние изменённого сознания. Некоторые из них продемонстрированы в таблице, где также приведены слова, которые должен говорить психотерапевт, погружая пациента в гипнотический сон.

Во время работы с пациентом, когда тот находится в состоянии сна, гипнотерапевты используют следующие техники.

Телесные инсайты и метафоры

Более глубокое познание самого себя, избавление от старых стереотипов мышления и поведения, создание новых стратегий решения трудностей.

Передача состояний Пациент в состоянии гипноза подробно «передаёт» психотерапевту свои чувства и переживания так, как не рассказал бы о них просто в беседе, когда он отключен от своего бессознательного.

НЛП–технологии  Воздействие на бессознательное недирективными методами. Гипнотерапевт задействует скрытые возможности пациента, не навязывая ему шаблонные установки. Для этого используются речевые приёмы, техники невербального воздействия, стратегии косвенных внушений.

Эриксон — доктор медицины и отец-основатель Американского общества клинического гипноза. Он руководил Американской психиатрической ассоциацией и Американской ассоциацией психологии. Также он основал Фонд обучения и исследований при Американском обществе клинического гипноза. Личный опыт борьбы с болезнью помог ему создать новое направление психотерапии — эриксоновский гипноз: его основой является гипнотический транс, работа напрямую с бессознательным в состоянии транса, а также особая, щадящая формула внушения, при которой пациенту предоставляется право выбора. Все это помогает в достижении целей, а также раскрывает ресурсы интуиции и творчества.

Подробнее...

Отделение функциональной диагностики

 

 

 

Что показывает ЭЭГ (электроэнцефалограмма) головного мозга?

Беспричинные головные боли, плохой сон, быстрая утомляемость, раздражительность — всё это может быть следствием плохого кровообращения в мозге или отклонений в нервной системе. Для своевременной диагностики негативных нарушений в сосудах применяется ЭЭГ — электроэнцефалограмма головного мозга. Это наиболее информативный и доступный метод обследования, который не вредит пациенту и может безопасно использоваться в детском возрасте. 

ЭЭГ головного мозга – что это такое?

ЭЭГ – это исследование мозга. С помощью электроимпульсов определяют биоэлектрическую активность мозга. Этот метод самый точный в определении заболевания. С его помощью определяют воспаление, патологию сосудов, раннюю эпилепсию, опухоль и инсульт. Также ЭЭГ позволяет отследить изменения в мозге и своевременно корректировать терапию.

 

Показания к проведению электроэнцефалограммы включают в себя неврологические и психические заболевания, требующие их диагностики. Назначается для диагностики и контроля эффективности лечения. Прежде чем проводить электроэнцефалографию, проводят осмотр и анализ жалоб пациента.

Поводом к ЭЭГ могут стать следующие состояния:

  • Нарушения сна, частая смена головокружений, быстрая утомляемость, беспричинные головные боли могут являться следствием непоправимого процесса в мозге. Это значит, что возможно потребуется пройти энцефалограмму. Подобное исследование назначают при проблемах с сосудами головы и шеи, сердечными нарушениями, инсультом, при речевом запоздании, аутизмом, после операций на головном мозге, а также с эпилептическими приступами в анамнезе.

Как проводится электроэнцефалограмма

Оценка электрической активности мозга проводится с помощью электроэнцефалографа, который напоминает шапочку с датчиками и устройством для обработки данных. Пациент усаживается на стул или ложится, на его голову надевается ЭЭГ-шапочка с датчиками, которые передают информацию на монитор в виде графика. Метод ЭЭГ занимает немного времени, длится в несколько этапов. Его применяют для исследования головного мозга у взрослых и детей, без противопоказаний.

Использование функциональных проб - это выполнение несложных упражнений: поморгать, взглянуть на световые вспышки, редко или глубоко подышать, послушать резкие звуки. Специалист снимает электроды и распечатывает полученные результаты.

Обычная энцефалограмма — это рутинная ЭЭГ или диагностика пароксизмального состояния. Длительность такого метода зависит от исследуемого участка и применения в мониторинге функциональных проб. В среднем процедура не занимает больше 20–30 минут. За это время специалист успевает провести ритмичную фотостимуляцию разной частоты, гипервентиляцию (вдохи глубокие и редкие), нагрузку в виде медленного моргания (в нужные моменты открывать и закрывать глаза), обнаружить ряд функциональных изменений скрытого характера.

Использование функциональных проб - это выполнение несложных упражнений: моргание, взгляд на световые вспышки, редкое или глубокое дыхание, прослушивание резких звуков. Специалист снимает электроды и распечатывает полученные результаты.

 

Обычная энцефалограмма - это рутинная ЭЭГ или диагностика пароксизмального состояния. Длительность такой процедуры зависит от исследуемого участка и применения функциональных проб в мониторинге. В среднем процедура занимает не более 20-30 минут. За это время специалист успевает провести ритмичную фотостимуляцию разной частоты, гипервентиляцию (глубокие и редкие вдохи), нагрузку в виде медленного моргания (открывать и закрывать глаза в нужные моменты), обнаружить ряд функциональных изменений скрытого характера.

 

 

 
 
Подробнее...

ГИССЕНСКИЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК

Гиссенский тест (ОН, ОНА)

Фамилия ___________________________________________________________________________

Профессия __________________________________________________________________________

Дата рождения ______________________________________________________________________

Дата исследования___________________________________________________________________

В этом опроснике речь идет о том, как вы видите и оцениваете определенных людей. Пожалуйста, отметьте свое впечатление на шкале, обведя соответствующую цифру в шкале.

Центр шкалы — 0, вправо и влево она простирается от 1 до 3.

«0» означает, что вы считаете поведение этого человека ничем не отличающимся от поведения других людей. Например, в пункте 1: если вы считаете, что человек, которого надо оценить, ни терпелив, ни нетерпелив по сравнению с другими людьми, то обведите, пожалуйста, кружком «0». Если его поведение отклоняется в ту или иную сторону, то обведите, пожалуйста, кружком соответственно 1, 2 или 3.

1. У меня впечатление, что он (она) скорее нетерпеливый 3 2 1 0 1 2 3 скорее терпеливый человек
2. Я полагаю, что он (она) скорее стремится к общению 3 2 1 0 1 2 3 скорее избегает общения
3. Я считаю, что он (она) обычно предпочитает руководить другими людьми 3 2 1 0 1 2 3 предпочитает, чтобы им (ею) руководили
4. Я думаю, что изменение внешних условий жизни очень сильно повлияло бы на его (ее) душевное состояние 3 2 1 0 1 2 3 очень мало повлияло бы на его (ее) душевное состояние
5. У меня впечатление, что он (она) довольно редко 3 2 1 0 1 2 3 довольно часто обеспокоен(а) своими внутренними проблемами
6. Мне кажется, что он (она) скорее склонен (склонна) подавлять гнев и досаду 3 2 1 0 1 2 3 скорее не склонен (склонна) подавлять гнев и досаду
7. Мне кажется, что для него (нее) очень важно 3 2 1 0 1 2 3 почти совсем не важно в чем-то превосходить других людей
8. Я полагаю, что он (она) считает себя не склонным к тревоге человеком 3 2 1 0 1 2 3 очень склонным к тревоге человеком
9. У меня впечатление, что люди, в общем, высоко оценивают его (ее) успехи в работе 3 2 1 0 1 2 3 скорее невысоко оценивают  
10. Я полагаю, что к другим людям он (она) скорее испытывает полное доверие 3 2 1 0 1 2 3 у него (нее) скорее очень мало доверия к другим людям  
11. У меня впечатление, что он (она) проявляет большую 3 2 1 0 1 2 3 небольшую потребность в любви
12. Я полагаю, что он (она) скорее избегает 3 2 1 0 1 2 3 скорее ищет тесных контактов с другими людьми
13. Я полагаю, что он (она) по сравнению с другими скорее хорошо умеет 3 2 1 0 1 2 3 скорее плохо умеет обращаться с деньгами  
14. Мне кажется, что он (она) редко чувствует себя подавленным (ой) 3 2 1 0 1 2 3 часто чувствует себя подавленным (ой)  
15. У меня впечатление, что он (она), в общем, очень откровенен (откровенна) 3 2 1 0 1 2 3 мало откровенен (откровенна)  
16. Я считаю, что ему (ей) скорее трудно 3 2 1 0 1 2 3 скорее легко понравиться другим людям  
17. Я полагаю, что ему (ей) скорее легко 3 2 1 0 1 2 3 скорее трудно долгое время быть связанным (ой) с другим человеком
18. Я полагаю, что с правдой он (она) обращается скорее достаточно свободно 3 2 1 0 1 2 3 скорее сверхточно  
19. У меня впечатление, что он (она), как правило, легко 3 2 1 0 1 2 3 как правило, трудно выходит из себя  
20. Мне кажется, что по сравнению со своими сверстниками он (она) производит впечатление человека более молодого 3 2 1 0 1 2 3 более старого
21. У меня впечатление, что он (она) скорее не очень аккуратный и упорядоченный человек 3 2 1 0 1 2 3 скорее слишком аккуратный и упорядоченный человек  
22. Я считаю, что у него (нее) очень часто 3 2 1 0 1 2 3 очень редко бывают конфликты с другими людьми
23. Я полагаю, что он (она) привык(ла) к тому, что его (ее) скорее мало ценят 3 2 1 0 1 2 3 что его (ее) скорее высоко ценят
24. У меня впечатление, что он(а) сам(а) усложняет себе жизнь 3 2 1 0 1 2 3 скорее облегчает себе жизнь
25. Я думаю, что он (она) чувствует себя скорее очень далеким(ой) от других людей 3 2 1 0 1 2 3 скорее очень близким(ой) к другим людям
26. Я полагаю, что по сравнению с другими он (она) скорее очень склонен (склонна) к фантазиям 3 2 1 0 1 2 3 он (она) скорее совсем не склонен (склонна) к фантазиям
27. Я полагаю, что он (она) совсем не придает значения 3 2 1 0 1 2 3 придает очень большое значение тому, чтобы хорошо выглядеть
28. У меня впечатление, что ему (ей) скорее трудно 3 2 1 0 1 2 3 скорее легко работать в тесном контакте с другими людьми
29. Я думаю, что он (она) редко 3 2 1 0 1 2 3 часто упрекает сам(а) себя
30. Я полагаю, что он (она) способен (способна) очень сильно любить 3 2 1 0 1 2 3 не способен (способна) очень сильно любить
31. Я полагаю, что в сравнении с другими людьми он (она) более покладист (а) 3 2 1 0 1 2 3 более упрям (а)
32. Я полагаю, что он (она) сравнительно редко 3 2 1 0 1 2 3 сравнительно часто беспокоится о других людях
33. У меня впечатление, что ему (ей) скорее плохо 3 2 1 0 1 2 3 скорее хорошо удается отстаивать свои интересы в жизненной борьбе
34. Я полагаю, что по сравнению с другими он (она) способен (способна) очень сильно любить 3 2 1 0 1 2 3 не способен (способна) очень сильно любить
35. Я думаю, что у него (нее) очень хорошие 3 2 1 0 1 2 3 очень плохие актерские способности
36. Я полагаю, что его (ее), как правило, считают сильным человеком 3 2 1 0 1 2 3 как правило, считают слабым человеком
37. У меня впечатление, что ему (ей) очень трудно 3 2 1 0 1 2 3 очень легко быть привлекательным (ой) для других
38. Я полагаю, что по сравнению с другими ему (ей) скорее легко 3 2 1 0 1 2 3 скорее трудно не отвлекаться от дела
39. Я полагаю, что ему (ей) очень трудно 3 2 1 0 1 2 3 очень легко вести себя непринужденно
40. Я думаю, что он (она) чувствует себя свободно в общении с лицами другого пола 3 2 1 0 1 2 3 очень скованно

Гиссенский тест (Я)

Фамилия ___________________________________________________________________________

Профессия __________________________________________________________________________

Дата рождения ______________________________________________________________________

Дата исследования___________________________________________________________________

В этом опроснике речь идет о том, как Вы сами себя видите и оце­ниваете. Пожалуйста, отметьте свое мнение о себе, обведя соответст­вующую цифру в шкале.

Центр шкалы — 0, вправо и влево она простирается от 1 до 3.

«0» означает, что Вы считаете свое поведение не отличающимся от поведения других людей. Например, в пункте 1: если у Вас такое впечатление, что Вы в сравнении с другими людьми ни нетерпеливы, ни терпеливы, то обведите, пожалуйста, кружком «0». Если Ваше по­ведение отклоняется в ту или иную сторону, то обведите, пожалуйста, соответственно 1, 2 или 3.

1. У меня впечатление, что я скорее нетерпеливый человек 3 2 1 0 1 2 3 скорее терпеливый человек
2. Я полагаю, что я скорее стремлюсь к общению 3 2 1 0 1 2 3 скорее избегаю общения
3. Я считаю, что я скорее предпочитаю руководить другими людьми 3 2 1 0 1 2 3 предпочитаю, чтобы мною руководили
4. Я думаю, что изменение внешних условий моей жизни очень сильно повлияло бы на мое душевное состояние 3 2 1 0 1 2 3 очень мало повлияло бы на мое душевное состояние
5. У меня впечатление, что я довольно редко 3 2 1 0 1 2 3 довольно часто обеспокоен своими внутренними проблемами
6. Мне кажется, что я скорее склонен (склонна) подавлять гнев и досаду 3 2 1 0 1 2 3 склонен (склонна) проявлять гнев и досаду
7. Мне кажется, что для меня очень важно 3 2 1 0 1 2 3 почти совсем не важно в чем-то превосходить других людей
8. Я считаю себя совсем не склонным к тревоге человеком 3 2 1 0 1 2 3 очень склонным к тревоге человеком
9. У меня впечатление, что другие, в общем, скорее высоко оценивают результаты моей работы 3 2 1 0 1 2 3 скорее невысоко оценивают
10. Я полагаю, что к другим людям я скорее испытываю полное доверие 3 2 1 0 1 2 3 у меня скорее очень мало доверия к другим людям
11. У меня впечатление, что я проявляю большую 3 2 1 0 1 2 3 необходимую потребность в любви
12. Я полагаю, что скорее избегаю 3 2 1 0 1 2 3 скорее ищу тесных контактов
13. Я полагаю, что по сравнению с другими я скорее хорошо умею 3 2 1 0 1 2 3 скорее плохо умею обращаться с деньгами
14. Я редко чувствую себя подавленным (ой) 3 2 1 0 1 2 3 часто чувствую себя подавленным (ой)
15. У меня впечатление, что, в общем, я очень откровенен (откровенна) 3 2 1 0 1 2 3 мало откровенен (откровенна)
16. Я считаю, что мне скорее трудно 3 2 1 0 1 2 3 легко понравиться другим людям
17. Я полагаю, что мне скорее легко 3 2 1 0 1 2 3 скорее трудно долгое время быть связанным (ой) с другим человеком
18. Я полагаю, что с правдой я скорее обращаюсь достаточно свободно 3 2 1 0 1 2 3 скорее сверхточно
19. У меня впечатление, что я, как правило, легко 3 2 1 0 1 2 3 как правило, трудно выхожу из себя
20. Я полагаю, что по сравнению со своими сверстниками произвожу впечатление человека более молодого 3 2 1 0 1 2 3 более старого
21. У меня впечатление, что я скорее не очень аккуратный человек 3 2 1 0 1 2 3 скорее слишком аккуратный и упорядоченный
22. Я считаю, что у меня очень часто 3 2 1 0 1 2 3 очень редко бывают конфликты с другими людьми
23. Я полагаю, что привык (ла) к тому, что меня скорее мало ценят 3 2 1 0 1 2 3 скорее высоко ценят
24. У меня впечатление, что я скорее сам (а) усложняю себе жизнь 3 2 1 0 1 2 3 скорее облегчаю себе жизнь
25. Я думаю, что чувствую себя скорее очень далеким (ой) от других людей 3 2 1 0 1 2 3 скорее очень близким (ой) к другим людям
26. Я полагаю, что по сравнению с другими я скорее очень склонен (склонна) к фантазиям 3 2 1 0 1 2 3 я совсем не склонен (склонна) к фантазиям
27. Я полагаю, что совсем не придаю значения 3 2 1 0 1 2 3 придаю очень большое значение тому, чтобы хорошо выглядеть
28. У меня впечатление, что мне скорее трудно 3 2 1 0 1 2 3 скорее легко работать в тесном контакте с другими людьми
29. Я думаю, что редко 3 2 1 0 1 2 3 часто упрекаю сам (а) себя
30. Я полагаю, что способен (способна) очень сильно любить 3 2 1 0 1 2 3 не способен (способна) очень сильно любить
31. Я полагаю, что по сравнению с другими я более покладист (а) 3 2 1 0 1 2 3 я более упрям (а)
32. Я полагаю, что я сравнительно редко 3 2 1 0 1 2 3 сравнительно часто беспокоюсь о других людях
33. У меня впечатление, что мне скорее плохо 3 2 1 0 1 2 3 скорее хорошо удается отстаивать свои интересы в жизненной борьбе
34. Я полагаю, что по сравнению с другими я способен (способна) очень сильно любить 3 2 1 0 1 2 3 не способен (способна) очень сильно любить
35. Я думаю, что у меня очень хорошие 3 2 1 0 1 2 3 очень плохие актерские способности
36. Я полагаю, что меня как правило, считают сильным человеком 3 2 1 0 1 2 3 как правило, считают слабым человеком
37. У меня впечатление, что мне очень трудно 3 2 1 0 1 2 3 очень легко быть привлекательным (ой) для других
38. Я полагаю, что по сравнению с другими мне скорее легко 3 2 1 0 1 2 3 скорее трудно не отвлекаться от дела
39. Я полагаю, что мне очень трудно 3 2 1 0 1 2 3 очень легко вести себя непринужденно
40. Я чувствую себя свободно в общении с лицами другого пола 3 2 1 0 1 2 3 очень скованно

ГИССЕНСКИЙ ЛИЧНОСТНЫЙ

ОПРОСНИК

(ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

Описание Гиссенского теста

Гиссенский личностный опросник (Гиссенский тест — ГТ) был разработан в 1968 г. коллективом немецких ученых на базе Психосо­матической клиники Гиссенского университета и быстро завоевал по­пулярность как диагностический инструмент в клинике, удобный для решения различных вопросов индивидуальной и групповой диагно­стики. Широкое использование ГТ не только в клинических, но и со­циально-психологических исследованиях привело к необходимости в последующие годы (1975) произвести повторную стандартизацию теста с учетом новых данных (Beckman D. et al., 1983).

Основное отличие ГТ от других психологических тестов заклю­чается в том, что он в значительной степени учитывает социальные установки и реакции личности, что делает его пригодным не только для исследования личности, но и для анализа социальных отноше­ний, в особенности межличностных отношений в малых группах.

В основу разработки ГТ были положены следующие требования:

  • тест должен предоставлять возможность испытуемому создать психологический автопортрет, в котором он описывает свой внутрен­ний мир и свои взаимоотношения с окружающими;
  • этот автопортрет должен базироваться на особенностях лич­ности, специфичных для внутренней структуры и психосоциальных связей испытуемого (пункты опросника сформулированы таким обра­зом, чтобы испытуемый в основном характеризовал себя во взаимоот­ношениях с другими людьми);
  • тест должен быть пригодным для разных возрастных групп;
  • его проведение не должно занимать более 10 — 15 минут, что делает его легко применимым в качестве диагностического инструмен­та при консультациях, в клинической практике, а также при группо­вых обследованиях.

ГТ включает 3 варианта одних и тех же 40 биполярных утвержде­ний («Я», «ОН», «ОНА»). Варианты ГТ предназначены для получе­ния независимой характеристики испытуемого; сравнение данных самохарактеристики с независимой характеристикой расширяет воз­можности индивидуальной диагностики (например, мнение врача как корректирующее дополнение самохарактеристики пациента); делает его особо удобным для социально-психологических исследований (например, обследование супружеских пар, семей, психотерапевти­ческих групп).

Каждое утверждение ГТ оценивается по 7-балльной шкале. Полу­ченные баллы могут быть преобразованы  в стандартные подобно пре­образованию в MMPI. Основу 6 стандартных шкал ГТ составляет ре­зультат факторного анализа пунктов опросника, проведенного на группе из 236 больных неврозами в Гиссенской психосоматической клинике: первые 6 пунктов, имевшие наибольшие нагрузки по одному из факторов, были объединены в шкалы.

Каждая из 6 основных шкал имеет два полюса:

  1. Шкала социального одобрения на нижнем полюсе подразуме­вает субъективное представление человека о своей социальной репу­тации, непривлекательности, неуважении окружающих, неумении до­биваться поставленной цели, непопулярности. На полюсе высоких значений находятся лица, уверенные в своей положительной социаль­ной репутации, привлекательности, популярности, способности доби­ваться поставленной цели, уважении и высокой оценке других людей. Основная тема этой шкалы — способность успешно взаимодейство­вать с окружением, определенный аспект социальной роли.
  2. Шкала доминантности имеет на нижнем полюсе властолюбие, нетерпение, желание настоять на своем, на другом — послушание, уступчивость, терпение. Эти взаимодополняющие личностные особен­ности отождествляются с психосоциальными защитными формами поведения, где противопоставляется агрессивность, импульсивность, притязания на первенство и терпеливость, покладистость, неспособ­ность к агрессии, склонность к подчинению, зависимость.
  3. Шкала контроля (недостаточный контроль — избыточный контроль). Для нижнего полюса характерны неаккуратность, непо­стоянство, склонность к беззаботному поведению, легкомысленным поступкам, неумение распоряжаться деньгами. Для избыточного кон­троля характерна педантичность, усердие, правдивость до фанатич­ности, отсутствие склонности к легкомысленному, беззаботному по­ведению.
  4. Шкала включает вопросы о преобладающем настроении с дву­мя полюсами: гипоманиакальный (сюда относятся лица, редко испы­тывающие подавленность, не склонные к рефлексии, не склонные к критическому отношению к себе, не скрывающие раздражения, неза­висимые), депрессивный (часто бывающие подавленными, весьма склонные к рефлексии, робкие, зависимые, скрывающие досаду, очень самокритичные). Вопросы этой шкалы связывают преобладающее настроение с основным для личности направлением развития агрес­сии (вовне или против собственного «Я»).
  5. Шкала открытости — замкнутости. Лица, демонстрирующие низкие показатели по этой шкале, характеризуют себя как доверчи­вых, открытых перед другими людьми, обладающих большой потреб­ностью в любви, откровенностью; на другом полюсе показателей — испытуемые характеризуют себя как замкнутых, недоверчивых, от­страненных от других людей, стремящихся скрывать собственную по­требность в любви. В этой шкале отражаются фундаментальные свой­ства социальных контактов и социального поведения, развивающие­ся из первичного доверия или первичного недоверия (Erikson Е. Н., 1953).
  6. Шкала социальных способностей — описывает на одном полю­се активную, общительную, непринужденную конкурентоспособную личность с богатым воображением и способностью на сильные чувст­ва. Социальная слабость, по мнению авторов, характеризуется необ­щительностью, слабой способностью к самоотдаче, неспособностью к длительным привязанностям, бедной фантазией. Комплекс качеств, отраженных в этой шкале, позволяет судить о степени зрелости личности, где на левом полюсе описывается лич­ность самостоятельная, активно творческая, уверенная в себе, способ­ная к прочным и длительным межличностным отношениям (в ориги­нале название шкалы звучит как социальная потентность).

В целом, содержание 6 стандартных шкал, по замыслу авторов ГТ, охватывает те внутриличностные и психосоциальные переменные, ко­торые имеют центральное значение для современной психоаналити­ческой диагностики. Однако такая трактовка данных необязательна, «сам по себе диагностический профиль не требует каких-либо концеп­туальных трактовок, он представляет просто цепь подтвержденных математическим анализом связей между отдельными признаками» (Блейхер В. М., Крук И. В., 1986), позволяющий совершать после­дующую интерпретацию в рамках различных теоретических направ­лений.

Кроме интерпретации результатов теста по 6 стандартным шкалам возможна более сложная, но и более тонкая и дифференцированная диагностика, основанная на всех 40 пунктах ГТ.

Исследования различных социальных и клинических групп дали возможность определить типичные диагностические диаграммы, по­могающие в интерпретации индивидуальных личностных профилей.

Области применения ГТ благодаря его компактности и структуре могут быть весьма разнообразны. Особенности конструкции ГТ, по­зволяющие учитывать личностные, интрапсихические и социально-психологические переменные, дают возможность не только исследо­вать соответствующие характеристики, но и устанавливать связи между внутри- и межличностными переменными, соотносить личност­ные признаки с межличностным взаимодействием, социальным пове­дением, социальными установками и реакциями личности.

Основная сфера применения ГТ — это клинико-психологические исследования, где ГТ может быть использован как для индивидуаль­ной личностной, так и групповой диагностики.

В индивидуальной диагностике наличие трех вариантов методики расширяет диапазон ее применения по сравнению с классическими личностными тестами. ГТ позволяет получить психологический авто­портрет, отражающий комплекс качеств, представление о которых может в значительной степени способствовать решению дифферен­циально-диагностических задач (различные формы неврозов, невро­зы и психопатии и пр.). В руководстве по применению ГТ авторы при­водят типичные профили больных неврозами, язвенной болезнью же­лудка и 12-перстной кишки, делинквентных подростков и др. Наряду с этим ГТ может быть использован для получения информации о том, каким испытуемый хотел бы видеть себя (идеальное «Я»). Сопостав­ление реального и идеального образов «Я» имеет важное значение для психологической диагностики, поскольку степень сходства или различия двух параметров позволяет диагностировать такую важ­нейшую личностную характеристику как самооценка и, косвенным образом, «индекс невротичности». Возможно также использование ГТ для получения независимых характеристик испытуемого со стороны членов его семьи, лечащего врача и других лиц его окружения. Сопо­ставление самохарактеристик с независимыми характеристиками в значительной степени способствует объективизации самооценки испытуемого.

Групповая диагностика с помощью ГТ может проводиться по двум различным направлениям. Первое направление — диагностика меж­личностного взаимодействия, основанная на рассмотрении взаимо­отношений между членами группы, частями группы и разными груп­пами. Так, например, ГТ предоставляет важную информацию для ана­лиза взаимоотношений врачей и пациентов в отделении, отношений между супругами, между пациентами психотерапевтической группы. Второе направление групповой диагностики — это анализ типичных свойств коллективов и групп по сравнению с нормой или контрольной группой. Групповая диагностика позволяет дополнить представления об интрапсихических особенностях пациента представлениями об особенностях межличностного взаимодействия, иными словами, включить межличностный, поведенческий аспект в контекст реали­зации диагностических задач.

ГТ также может быть полезен в исследованиях, направленных на контроль за эффективностью психотерапии. Особенностью структуры ГТ является то обстоятельство, что наряду с постоянными во времени личностными свойствами, авторы включили переменные, которые свя­заны с ожидаемыми изменениями при проведении психотерапии. Од­нако в этих исследованиях возможны методические затруднения, свя­занные с тем, что в отличие от MMPI и подобных опросников ГТ не имеет предпочтительных направлений в отдельных шкалах, которые определенным образом диагностируют неврозы: изменения влево и вправо в равной степени могут отражать усиление и ослабление нев­ротических тенденций, оценка изменений при таком методе зависит от исходных позиций по отдельным шкалам. Усреднение же показателей в этом случае приведет к нивелировке как изначально имеющихся различий, так и возникающих изменений, представленных в самоха­рактеристиках обследуемых пациентов. Рекомендуется в случае раз­ных клинических групп и различной по форме и длительности психо­терапии разрабатывать релевантные выборке специальные шкалы на базе всех 40 пунктов опросника.

Наряду с областью клинико-психологических исследований ГТ может быть использован при проведении социально-психологических исследований, так как возможность изучения с помощью ГТ психоло­гических автопортретов, независимых характеристик и образов иде­ального «Я», ауто- и гетеростереотипов, представлений о профессии (образа профессии), групповых эталонов (идеалов) и т. п. делает осо­бенно широким спектр его применений в этой области исследований.

В приложении приводится сопоставление усредненных показате­лей по каждой шкале нашей версии ГТ группы больных неврозами и нормативной выборки.

Адаптация ГТ проводилась в соответствии с общими правилами технологии создания и адаптации методик (Бодалев А. А., Столин В. В., 1987) и включала перевод методики, получение тестовых норм, проверку психометрических показателей (валидность и надеж­ность теста).

Перевод осуществлялся параллельно специалистами-филологами и психологами, владеющими немецким языком. Обратный перевод был сделан студентом-психологом Свободного Университета (Бер­лин) Э. Вирцба, стажировавшимся в отделении неврозов и психотера­пии Института им. В. М. Бехтерева.

Первоначальная редакция русского варианта ГТ, апробирован­ного на репрезентативной выборке (студенты, педагоги, менеджеры и пр., n = 426), не удовлетворяла критериям валидности и достовер­ности. Пункты недостоверных шкал в измененной формулировке во­шли во вторую редакцию русского варианта Гиссенского теста, пред­ставленную в данных методических рекомендациях.

Стандартизация Гиссенского теста

Выборка для стандартизации 2-й редакции ГТ состояла из 173 человек в возрасте от 18 до 57 лет. Средний возраст — 30,5 лет. По социальному составу выборка была разнородной. Основные группы испытуемых: студенты разных курсов технических вузов Санкт-Пе­тербурга и врачи, проходившие стажировку в ГИДУВе; мужчин и женщин было примерно поровну (82 женщины и 91 мужчина).

Характеристика пунктов опросника

Оценка пунктов опросника производится при помощи 7-балльной шкалы, имеющей следующий первоначальный вид:

3 2 1 0 1 2 3

Для подсчета используется линейное преобразование шкалы, где значению 3 слева соответствует оценка 1. Шкала приобретает сле­дующий вид:

3 2 1 0 1 2 3

1 2 3 4 5 6 7

Первичные статистические характеристики шкал

Гиссенского теста

Все шкалы опросника имеют распределения, близкие к нормаль­ному. Средние, стандартные отклонения и ошибки среднего, получен­ные на выборке из 173 испытуемых независимо от пола и возраста, приведены в табл. 1. Приводятся также соответствующие значения немецкого варианта методики. Эти данные для сравнения помещены в таблицах ниже показателей адаптированного текста.

Таблица 1

Первичные статистические характеристики шкал Гиссенского теста

  I II III IV V VI
Средние по шкалам 27,7±0,3 28,8 25,4±0,3 27,2 23,3±0,3 26,8 27,5±0,4 23,3 19,3±0,3 22,3 17,9±0,3 20,1
Стандартные отклонения 4,7 5,3 5,1 5,1 4,9 5,7 5,3 6,2 4,6 5,9 4,3 5,3

Вычисление показателей шкал ГТ производится следующим обра­зом: биполярная градуировка пунктов преобразуется при помощи линейного преобразования. Пунктам 3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 соответствуют баллы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Сырая оценка по шкале представляет сумму преобразованных оценок пунктов с учетом знака (ключи для подсчета шкальных оце­нок приводятся в приложении) и включает соответствующую кон­станту для каждой шкалы. Например, для IV шкалы сырая оценка (СО) складывается из баллов по следующим пунктам:

СО=СО4 + СО5+СO6 + СО8 — СО14 — СО29+16

Анализ интеркорреляций шкал опросника показал, что большин­ство показателей взаимосвязи между шестью шкалами ГТ не дости­гают значимого уровня, что указывает на независимость выделенных личностных характеристик.

Преобразование шкал Гиссенского теста

Как и в случае пунктов опросника, сырые показатели шкал ГТ мо­гут быть преобразованы в стандартные Т-баллы. Преобразование проводится по формуле:  

,

где х и  равны средним стандартным отклонениям по шкалам. Сы­рая оценка по шкале может теоретически принимать значения от 6 до 42. В соответствии с Т-преобразованием, N принимается равным 50, S — равным 10.

Соответствующие стандартные оценки для шкал I—VI даны в при­ложении: Таблица перевода сырых оценок по шкалам ГТ в стандарт­ные Т-баллы. Слева в первой колонке указаны сырые оценки, а в сле­дующих колонках — Т-баллы шкал I—VI.

Оценки по шкале 1-33 и 1-67 означают, что ниже и выше указан­ных баллов находится по 4,5% всех результатов по выборочной груп­пе стандартизации.

Это преобразование аналогично преобразованию, проводимому в широко известном опроснике MMPI. Как на существенное отличие можно указать на возможность интерпретации высоких отклонений от среднего значения, равного 50, в оба направления. Профильный лист (так же если сравнивать с MMPI) повернут на 90°, чтобы не под­черкивать значения высоких оценок, а учитывать отклонения вправо и влево, существенные в равной мере.

Сравнение полученных на нашей выборке средних по 6 шкалам ГТ с нейтральными средними значениями, которые теоретически возмож­но было бы получить (в каждую шкалу входит 6 пунктов со средним значением, равным 4, т. е. 6Х4 = 24), обнаруживает сдвиг средних значений самооценок относительно этих нейтральных средних значе­ний. Можно полагать, что в этих сдвигах отражаются тенденции приписывать себе социально желательные черты (Fordyce W. Е., 1956; Edwards A. L., 1962, и др.), так называемый «positivity bias» (Brunner J. S., Tagiuri R., 1954); таким образом, самохарактеристики выбо­рочной группы одновременно указывают на общественные эталоны в обследованной популяции (Beckman D. et al., 1983).

Наиболее выраженные отклонения от нейтрального среднего обна­руживаются в нашей выборке у шкал 1, 5 и 6. Согласно этим данным, социально желательными являются такие характеристики личности как уверенность в социальном одобрении окружающих (шкала 1), открытость (шкала V), наличие социальных способностей (развитые социальные навыки) (шкала VI).

Следует отметить, что в немецкой выборке стандартизации откло­нения оценок от нейтральных средних кроме 1 и 6 шкалы,  как в нашей группе, были получены по шкале 2 — послушность и шкале 3 — высо­кий самоконтроль, что, по-видимому, свидетельствует об определен­ных национальных стереотипах.

Кроме 6 основных шкал ГТ включает 2 установочные шкалы, показатели которых складываются из количества крайних и средних выборов по каждому пункту.

В табл. 2 приведены характеристики установочных шкал. Шкала М показывает количество выборов 0 при биполярных шкалах пунктов (3—2—1—0—1—2—3). Шкала Е показывает общее количество крайних выборов (3) слева и справа.

Таблица 2

Характеристики установочных шкал М и Е

  Среднее значение Стандартные отклонения
М 6,6 4,6
9,3 8,1
Е 6,2 5,7
8,5 6,1

Нижние значения в таблице соответствуют данным, полученным в немецком варианте теста.

Шкалы М и Е, согласно ожиданиям, коррелируют слегка отрица­тельно (r = -0,24). На основании показателей установочных шкал можно судить об отношении испытуемого к ситуации обследования, его состоянии и защитных механизмах (например, большое количест­во средних выборов может быть истолковано как проявление эмоцио­нального безразличия к процедуре обследования; большое количест­во крайних выборов может указывать на возбужденное состояние или низкий самоконтроль).

Психометрические характеристики Гиссенского теста

Исследование психометрических характеристик ГТ включало вы­числение его валидности и надежности (подробнее см. Е. А. Голынкина, 1992).

Конструктивная (конструктная) валидность шкал ГТ демонстри­руется их связями с другими, родственными характеристиками лич­ности, определявшимися в данном случае при помощи личностного 16-факторного опросника Кеттелла.

Анализ связей шкал ГТ с факторами личностного опросника Кет­телла подтверждает репрезентативность ГТ относительно измеряе­мых областей поведения. Вместе с тем, процедура валидизации ГТ обогатила понимание психологического значения каждой из шкал опросника.

ГТ конструировался авторами как тест, измеряющий не только стабильные, инвариантные во времени личностные характеристики, но и такие психологические свойства, которые подвержены изменению (в целях использования его для контроля результатов психотерапии).

В связи с этим использовали два способа вычисления надежности теста:

  1. Показатель ретестовой надежности определяет стабильность во времени результатов опросника на той же выборке.
  2. Показатель одномоментной надежности определяет внутрен­нюю согласованность пунктов, входящих в одни и те же шкалы.

Соответствующие характеристики шкал приведены в табл. 3.

Таблица 3

Характеристики надежности шкал ГТ

I I I III IV V VI
Стабильность 0,76 0,60 0,83 0,62 0,79 0,58
Внутренняя   согласован­ность 0,65 0,49 0,45 0,70 0,51 0,58

Полученные результаты стабильности и внутренней согласованно­сти отражают относительно невысокую надежность некоторых шкал ГТ, связанную, по-видимому, с особенностями его конструирования.

По данным авторов оригинальной версии ГТ, корреляции резуль­татов повторных исследований (стабильность ГТ) также выше, чем коэффициенты внутренней согласованности, что совпадает с получен­ными результатами изучения психометрических параметров русской версии.

Ключи для обработки ГТ

S . I II III IV V VI
  9 - 1 + 13 - 4 - 10 + 2 +
  16 + 3 + 18 + 5 + 11 + 7 +
  23 + 22 + 21 + 6 - 15 + 17 +
  27 + 28 + 24 - 8 + 19 + 26 +
  33 + 31 - 38 - 14 + 25 - 30 +
  37 + 35 + 39 - 29 + 34 + 40 +
Константы 8 8 32 16 8 0

Обработку заполненных опросников следует производить с использованием приведенных ключей, суммируя ответы на пункты «+» со своим знаком и ответы на пункты «—» с обратным знаком. К сумме ответов по каждой шкале прибавляется константа.

Таблица усредненных показателей шкал Гиссенского теста

больных неврозами и нормативной выборки

Шкалы ГТ Больные неврозами Нормативная выборка Значение Т-критерия
I   24,22 ± 0,69   27,68 ± 0,36   4,80**
II   24,41 ± 0,69   25,37 ± 0,38   н. з.
III   25,24 ± 0,79   23,26 ± 0,37   2,91*
IV   31,30 ± 0,58   27,45 ± 0,40   7,40**
V   18,57 ± 0,78   19,30 ± 0,35   н. з.
VI   19,74 + 0,70   17,86 ± 0,32   3,54**

** — различия достоверны при p < 0,001

  * — различия достоверны при p <.0,01

С учетом мнения составителей теста (Beckman D. et al., 1983), при групповых сопоставлениях можно отказаться от стандартизованных оценок (Т-баллов) и работать с сырыми оценками.

Таблица перевода сырых оценок по шкалам ГТ в стандартные Т-баллы

Сырые оценки I II III IV V VI
6 4 12 15 10 21 23
7 6 14 17 12 23 25
8 8 16 19 13 25 27
9 11 18 21 15 28 30
10 13 20 23 17 30 32
11 15 22 25 19 32 34
12 17 24 27 21 34 36
13 19 26 29 23 36 39
14 21 28 31 25 39 41
15 23 29 33 27 41 43
16 25 31 35 28 43 46
17 27 33 37 30 45 48
18 30 35 39 32 47 50
19 32 37 41 34 49 53
20 34 39 43 36 52 55
21 36 41 45 38 54 57
22 38 43 47 40 56 60
23 40 45 49 42 58 62
24 42 47 51 44 60 64
25 44 49 54 45 62 66
26 46 51 56 47 65 69
27 49 53 58 49 67 71
28 51 55 60 51 69 73
29 53 57 62 53 71 76
30 55 59 64 55 73 78
31 57 61 66 57 75 80
32 59 63 68 59 78 83
33 61 65 70 60 80 85
34 63 67 72 62 82 87
35 65 69 74 64 84 90
36 68 71 76 66 86 92
37 70 73 78 68 88 94
38 72 75 80 70 91 96
39 74 77 82 72 93 99
40 76 79 84 74 95 101
41 78 81 86 75 97 103
42 80 83 88 77 99 106

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гиссенский тест — метод исследования личности и межличностных отношений// Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и сомати­ческой патологии. — Л., 1990. — С. 121—126.
  2. Голынкина Е. А. Динамика социально-психологических характеристик больных неврозами в процессе групповой психотерапии. — Канд. дисс, СПб., 1992.
  3. Beckman D., Brahler E., Richter Н.-Е. Der Giessen-test (GT). Handbuch. — Bern; Stuttgart; Wien: Verlag Hans Huber. — 1983. — 133 S.                                                                                     
Подробнее...