Вопросы специалисту

Вопросы специалисту

Ожидание того, что за час беседы психолог составит психологический портрет и провозгласит чудесный совет, который все расставит на свои места, – это также обращение к образу “идеального родителя”. Многое из того, на что мы надеемся от психологической помощи, существует в идеальном родительском отношении: сочувствие и понимание, душевная теплота, терпимость к взлетам и падениям во время кризисов развития. Весьма существенная разница между психологом и родителем заключается в том времени, которое им отводится для того, чтобы показать себя с лучшей стороны. 

Психолог-психотерапевт видит свою задачу в том, чтобы обеспечить вас условиями для открытого самовыражения, поэтому в отличие от привычного общения психолог весомую часть беседы уделяет слушанию. При этом он не просто сидит, как может показаться на первый взгляд, – он внимательно слушает и наблюдает, для того чтобы поделиться с вами своими суждениями о том, какие барьеры стоят на пути к пониманию и решению существующих проблем. В ходе совместной психологической работы специалист поможет вам реалистичней оценить жизненные события и реакции на них. Проясняя и перефразируя сказанное вами, психолог может привести вас к пониманию того, что обычно ускользает от вашего взгляда. Психолог подмечает внезапные изменения вашего настроения и поведения, помогает отследить непоследовательность в ваших действиях, обращает ваше внимание на те эмоциональные изменения, которые происходят с вами при повествовании о том или ином событии. Психолог поможет вам установить связь между вашими чувствами и поведением, между событиями прошлого и настоящей жизнью. Кроме того, психолог предложит вам новые средства самопознания – через свободные ассоциации, интерпретацию сновидений, выражение и осмысление болезненных чувств и другие приемы. Посредством такого рода взаимодействия с психологом-психотерапевтом, через погружение в собственный внутренний мир и диалог, вам постепенно откроются новые перспективы и альтернативы решения ваших проблем. 

 

Врач-сексолог занимается лечением отдельных видов нарушения сексуального здоровья и сексуальных девиаций (отклонений). Сексуальное здоровье – это удовлетворяющие сексуальные отношения у человека, которые благотворно влияют на его личность, качество отношений (общительность) и способность к любви. При этом сексуально здоровый человек также свободен от страхов, чувства вины, стыда, не имеет каких-либо неправильных (часто необъективных) представлений относительно своих сексуальных реакций и его сексуальная активность не зависит от психологических факторов.

Врач-сексолог занимается восстановлением психосексуального состояния человека, которое было нарушено при различных заболеваниях. Многие врачи, которые традиционно лечат основную причину данных расстройств (физическую или психическую болезнь), часто проходят дополнительную переподготовку и становятся узкими специалистами. Это относится к таким врачам как гинеколог,уролог, психиатр. Все вышеперечисленные специалисты, так или иначе, выполняют функцию сексолога и сексопатолога, так как в своей каждодневной практике встречаются с расстройством сексуального характера.

В обязанности сексолога входит:

  • выявление, лечение (коррекция) и профилактика сексуальных расстройств и девиаций;
  • консультирование по вопросам личной гигиены, поддержки сексуального здоровья;
  • консультирование семейной пары по вопросам сексуальной гармонии;
  • консультация пациентов с вторичными сексуальными дисфункциями, которые проходят лечение основного заболевания у других специалистов;
  • консультирование родителей по вопросам правильного сексуального воспитания детей.

Сексуальные отношения нужны не только для воспроизведения потомства, но и являются важным жизненным аспектом для человека. Как и любой другой жизненный аспект, сексуальное здоровье может нарушиться, вызывая проблемы в других сферах жизни человека.

Человек при рождении имеет определенный пол, однако его половое развитие зависит от психики. Именно поэтому половое развитие в сексологии называется психосексуальным развитием.

Психосексуальное развитие включает:

  • половое самосознание – мысли о себе как о мужчине или женщине;
  • ощущение половой роли – понимание своего места в обществе и поведение, соответствующее полу (мужественное или женственное);
  • ориентацию – влечение (постоянное, сформированное) к определенному полу.

Психосексуальное развитие начинается сразу после рождения ребенка и может нарушиться на любом этапе.

Существуют следующие стадии психосексуального развития:

 

 
  • Оральная стадия (оральный – относящийся ко рту) – период от рождения до момента, когда ребенку исполняется 1,5 года. Название стадии обусловлено тем, что ребенок в этот период получают всю информацию о внешнем мире в момент кормления. Малыш познает мир через зону рта, которая становится для него источником приятных ощущений во время кормления.
  • Анальная стадия (анус – задний проход) – длится до 3 летнего возраста. Это тот период, в течение которого ребенок учится контролировать свои позывы к мочеиспусканию и опорожнению кишечника, то есть приучается к горшку.
  • Фаллическая стадия (фаллос – мужской половой орган) – длится до 6 летнего возраста. В эту стадию ребенок осознает имеющиеся различия между двумя полами, у него возникает интерес к противоположному полу.
  • Латентная стадия (скрытая) – соответствует периоду между 6 и 12 годами. В эту стадию инстинкты находятся в спящем состоянии.
  • Генитальная стадия – соответствует периоду полового созревания.

Сексуальное расстройство – это почти всегда симптом какого-либо другого нарушения, то есть само по себе нарушение сексуального здоровья нуждается не в лечении, а в выяснении и устранении причинного фактора.

Сексуальные нарушения могут быть:

  • первичные – являются самостоятельными патологиями, возникают вместе с началом половой жизни или являются врожденными расстройствами;
  • вторичные – являются одним из проявлений другой физической или психической болезни, возникают после начала половой жизни, нарушает сексуальное здоровье человека, который ранее вел нормальную половую жизнь.

Сексолог занимается коррекцией или лечением следующих сексуальных нарушений:

  • фригидность;
  • усиление либидо (нимфомания, сексомания, гиперсексуальность);
  • аноргазмия;
  • нарушение эрекции (импотенция, сексуальная дисфункция);
  • недостаточное возбуждение (у женщин);
  • диспареуния (гениталгия);
  • вагинизм;
  • преждевременная эякуляция;
  • отсутствие эякуляции;
  • патологическая (чрезмерная) мастурбация;
  • ранняя мастурбация (у детей);
  • чрезмерные поллюции;
  • дисгамия (половая дисгармония) супружеской пары;
  • нарушение сексуального предпочтения (аутоэротизм, гомосексуализм, зоофилия и другое);
  • нарушения сексуального поведения (фетишизм, мазохизм, садизм, эксгибиционизм, вуайеризм, трансвестизм).
  • задержка полового и психосексуального развития;
  • гермафродитизм.

Разделение сексуальных расстройств на первичные и вторичные имеет принципиально важно значение, потому как подход к диагностике и лечению разный.

Психотерапевт отличается от психолога тем, что он врач. И поэтому у него есть право устанавливать диагноз, назначить и проводить терапию. От психиатра он отличается методами лечения. Психиатр лечит лекарственными средствами, которые влияют на деятельность мозга. А психотерапевт использует в лечении речевые методы воздействия. И только при необходимости дополняет их медикаментами. Благодаря психотерапевту, можно справиться с:

  • Сильной депрессией, возникшей по любой причине;
  • Психическими травмами;
  • Неврозами;
  • Вредными привычками;
  • Перенапряжением и хронической усталостью;
  • Алкогольной зависимостью, наркоманией, игроманией;
  • Повышенной тревожностью, паническими состояниями и фобиями.

А так же при различных психологических стрессах, из-за которых возникают заболевания. Эти изменения приведут к серьезным нарушениям функций и строения органов и к хроническим заболеваниям.

Хороший психотерапевт поможет пациенту справиться со своими проблемами, страхами и трудностями. Он расскажет, как бороться с повседневными переживаниями. Поэтому своевременная консультация психотерапевта – важный шаг, который необходим для профилактики различных заболеваний.

 

Подростковый возраст – это время перемен. Помимо физиологических, когнитивных, и психологических изменений, происходят и серьезные перемены в отношениях подростков с родителями. Родители чаще всего к этому не готовы, хотя они и понимают, что переходный возраст - один из самых сложных. Родители подростков, обращающиеся к детскому психологу, часто задают вопрос «Какое поведение является нормальным для подростков и какое выходит за рамки нормы?». Вот примерный, хотя и не исчерпывающий список изменений, характерных для подросткового возраста, и ситуаций, которые являются поводом для беспокойства.

Нормально

Повышенное внимание к внешнему виду и изменения во внешнем виде (желание следовать моде, вызывающий стиль одежды и т.д.).

Повод для беспокойства

Резкие изменения во внешнем виде (например, резкое похудение или резкая прибавка в весе), признаки нанесения себе физических повреждений, изменения во внешности, сопровождающиеся резкими изменениями в эмоциональном настрое и поведении.

Нормально

Споры с родителями и учителями и, в целом, бунтарское поведение

Повод для беспокойства

Нарастающая агрессивность дома и в школе, пропуск школы, драки со сверстниками, проблемы с законом.

Нормально

Частые изменения в настроении

Повод для беспокойства

Резкие изменения в характере и личности подростка и ухудшающаяся успеваемость в школе. Подросток часто выглядит печальным, грустным, тревожным без какого-либо повода. Родители отмечают серьезные изменения аппетита и сна у подростка.

Нормально

Первые эксперименты с употреблением алкоголя и курением.

Открытый и откровенный разговор об употреблении алкоголя и курении – единственный способ, который поможет родителям уберечь подростков от дальнейшего развития вредных привычек.

Повод для беспокойства

Употребление наркотиков. Употребление алкоголя и курение, которые становятся привычкой.

Нормально

Подросток более подвержен влиянию сверстников, чем родителей.

Повод для беспокойства

Резкая смена круга друзей, особенно если новый круг друзей оказывает на подростка негативное влияние. Несоблюдение правил как дома, так и в школе. Также поводом для беспокойства может стать ситуация, когда подросток проводит большую часть времени один.

 

В случае принятия решения проконсультироваться со специалистами нашей клиники, следует позвонить и обговорить время приема. Имейте в виду, что у нас строго соблюдается принцип анонимности: ни сам факт обращения за помощью, ни полученные в ходе консультации и обследований сведения – никакая информация не выходит за стены нашего заведения и не становится предметом гласности.

При первом посещении специалист внимательно выслушает пациента, расспросит об образе жизни и отношениях с близкими, коллегами, окружающими людьми. Специалист задаст вопросы о том, что волнует человека, на что он жалуется, узнает о родителях и предках, так наследственный фактор немаловажен при определении анамнеза.

В ходе беседы врач оценивает общее состояние пациента и на основании полученных данных определит дальнейшие действия. Это может быть назначение обследований, амбулаторного или стационарного лечения, каких-либо препаратов. Иногда достаточно лишь определенных рекомендаций по изменению образа жизни.

Вегетососудистая дистония, если выражаться простыми словами,– это самое яркое подтверждение народной мудрости «Все болезни от нервов». Чаще всего, ВСД – это общий описательный диагноз, за которым для специалистов в области психиатрии – психотерапии четко просматривается проявление невроза или депрессии.     ПРИЧИНЫ ВЕГЕТОСОСУДИСТОЙ ДИСТОНИИ (ВСД) В ортодоксальной медицине принято считать, что на появление и развитие ВСД влияют следующие факторы: Стресс, переутомление (от социальной среды) Психологические особенности личности Образ жизни, неравномерность нервных и физических нагрузок Физиологические особенности Инфекции, вирусы (как провоцирующие, так и имеющие возможность подействовать на ослабленный в результате ВСД организм) Дистония часто появляется из-за психологических расстройств: затяжной депрессии, синдрома дефицита внимания, повышенной раздражительности и возбудимости. Эти факторы ведут к стрессу, вслед за которым проявляются симптомы ВСД.                                                                                         СИМПТОМЫ ВЕГЕТОСОСУДИСТОЙ ДИСТОНИИ (ВСД) Различные виды ВСД могут проявляться по-разному, как то: При кардиалгическом типе это боли в области сердца, которые сопровождаются беспокойством, учащением пульса, повышением давления. При этом боль не проходит при приёме препаратов от стенокардии. При тахикардиальном типе это учащение пульса до 140-160 ударов в минуту. Сопровождается повышением давления, ощущением вибрации сосудов и стука крови в висках, покраснением лица. При гипертоническом типе это скачки артериального давления. В отличие от гипертонии, давление не поднимается выше 170/95 мм рт. ст. При висцеральном типе это частые боли в животе. Сопровождаются вздутием живота и нарушениями работы кишечника: диареей и запором. При гипотоническом типе это понижение артериального давления до 90/60 мм рт. ст. и ниже. Сопровождается слабостью, снижением температуры конечностей, повышенным потоотделением. При астеническом типе это усталость и потеря выносливости на длительное время. Может сопровождаться повышением температуры до 37,5 °С, мелкой дрожью в руках. При респираторном типе это давящая боль в груди и затруднение дыхания. Сопровождаются чувством «кома в горле», зевотой, сухим кашлем, неспособностью глубоко вдохнуть. Также встречаются и смешанные типы. В связи с характером симптоматики вегетососудистой дистонии приступы могут проявляться в виде панической атаки                                                                                                                                     ЛЕЧЕНИЕ ВСД В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ Если вам поставили диагноз ВСД, вам необходимо обратиться к врачу, который лечит это заболевание – психотерапевту. Для лечения вегето сосудистой дистонии классическими методами применяются массаж, иглоукалывание, блокада участков тела, дающих болевой сигнал (сигнал о помощи), физиотерапия, мануальная терапия и другие процедуры. Но они дают только временное облегчение, не решая основную проблему, из-за которой возникло заболевание. Поэтому заболевание возвращается, как только заканчивается эффект проведенных процедур, и перед вами снова встает как лечить всд. При таком подходе пациенты годами принимают разнообразные лекарства от ВСД, лечатся у различных соматических врачей, до тех пор, пока кто-то знающий не подскажет им психосоматическую природу этого заболевания, которое, между прочим, четко обозначено в Международной классификации болезней как Соматоформные расстройства. Тогда они, наконец-то, попадают к психотерапевту и получают соответствующее лечение, быстро приводящее к стабильному результату.     Исходя из состояния пациента, психотерапевт решает, какое лечение назначить. Например, с помощью методов психотерапии, таких как телесно-ориентированная терапия, Эйр-терапия и терапия погружением вылечить ВСД можно и без лекарств. Другой подход к лечению вегетососудистой дистонии у женщин, равно как и у мужчин – это назначение определенных лекарств, значительно облегчающих симптомы, которые провоцируют сосудистую дистонию. Такое лечение должно назначаться только врачом и проводиться под его строгим наблюдением. В медикаментозную терапию включают следующее: седативные препараты, такие как валериану или пустырник, транквилизаторы, которые устранят чувство страха, тревоги, эмоционального напряжения, антидепрессанты и ноотропные препараты, улучшающие мозговое кровообращение, активирующие интеллектуальную активность и улучшающие память. Однако, следует помнить, что транквилизаторы в больших количествах не принесут пользы. Их передозировка способна сделать человека пассивным и безвольным. Назначение антидепрессантов зависит от типа депрессивных проявлений и назначаемого курса. Последствия ненадлежащего лечения могут быть весьма неприятными. Так же в курс медикаментозного лечения включаются препараты, нормализующие кровообращение и Бета-блокаторы, помогающие уменьшить повышенную активность симпатоадренальной системы. Наилучший результат в некоем «среднем» случае вегетососудистой дистонии у взрослых (равно как у детей и подростков) дает комплексное лечение, которое в большинстве случаев проводится в нашей клинике. Оно включает сочетание медикаментозной кратковременной поддержки с рационально-когнитивной психотерапией, с дальнейшим переходом на безмедикаментозные методы. Специалисты Клиники АРИСТАРХ в своей практике (а это стаж от 15 до 25 лет), эффективно лечат ВСД, находя и решая стоящие за этим диагнозом проблемы. Понятно, что успешность терапии ВСД во многом зависит от квалификации психотерапевтов. Специалисты клиники АРИСТАРХ постоянно повышают свою квалификацию и уже являются действительными членами системы непрерывного медицинского образования, которая в будущем станет обязательной для всех работников здравоохранения в России. 

 Вуайеризм — это процесс получения сексуального возбуждения при наблюдении за обнаженными, раздевающимися или занимающимися сексуальной активностью людьми. Действия, связанные с наблюдением за людьми, которые об этом даже не догадываются, часто противоречат законодательству и создают проблемы в отношениях с окружающими. Вуайеристское расстройство может представлять собой фантазии или действия по отношению к объекту подглядывания или же связанные с этим функциональные нарушения из-за таких побуждений и импульсов.     Вуайеризм — это форма парафилии, но большинство людей, которые занимаются подглядыванием, не соответствуют клиническим критериям для парафильного расстройства, а именно: Поведение, фантазии или навязчивые желания человека приводят к клинически значимому отклонению. Действия пациента вызывают нарушение его нормальной жизнедеятельности или причиняют вред другим невольным участникам процесса. Условие также должно присутствовать в течение шести и более месяцев. Если эти критерии не соблюдены, то такое поведение имеет только внешнее сходство с расстройством. Желание смотреть на различные сексуальные объекты является нормальным и не представляет собой даже какого-то необычного явления. Первые проявления вуайеризма обычно обнаруживаются у подростков или юношей. Отношение общества к подростковому вуайеризму обычно бывает достаточно мягким, очень редко действия подростков входят в конфликт с законом. Если же вуайеризм приобретает форму патологии, то это выражается в больших затратах времени подглядывающего на поиски возможностей осуществить свои желания, что приводит к пренебрежению к его повседневным обязанностям, включая учебу, работу и т.д. Подглядывающие не стремятся к сексуальному контакту с наблюдаемыми людьми. Оргазма они достигают с помощью мастурбации во время или после подглядывания. Во многих странах вуайеристы имеют широкие правовые возможности, чтобы легально наслаждаться своим пристрастием (например, с помощью печатной или видео- порнопродукции). Тем не менее, вуайеристское поведение является одной из наиболее распространенных форм сексуального поведения, которая может привести к стычке с законом. Просмотр откровенных изображений и видеороликов, широко доступных в Интернете, не считается вуайеризмом, поскольку в нем отсутствует элемент секретного наблюдения, что является отличительной чертой вуайеризма.     Более 12% мужчин и 4% женщин могут соответствовать клиническим критериям для вуайеристского расстройства; большинство из них не ищут медицинской диагностики и лечения. ДИАГНОСТИКА ВУАЙЕРИЗМА Диагностика вуайеристского расстройства требует соблюдения следующих условий: Пациент неоднократно и интенсивно возбуждался, наблюдая за ничего не подозревающим человеком, который был обнажен, раздевался или занимался сексом; возбуждение выражалось в фантазиях, сильном желании или поведении. Пациент действовал под влиянием навязчивых желаний по отношению к лицу, находящемуся в неведении, или же его фантазии, навязчивые желания или поведение вызывают серьезное расстройство или снижают работоспособность на работе, в социальных ситуациях или в других важных областях. Условие присутствует в течение 6 и более месяцев. Вуайеристское расстройство не диагностируется у пациентов младше 18 лет. ЛЕЧЕНИЕ ВУАЙЕРИЗМА Основными методами при лечении вуайеристского расстройства являются: психотерапия, группы поддержки и СИОЗС (Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина). Реже используются антиандрогенные препараты. Когда подглядывающий нарушил закон и перешел в статус сексуального преступника, назначенное судом лечение обычно начинается с психотерапии, групп поддержки и СИОЗС. Если эти препараты неэффективны и расстройство оказалось тяжелым, следует рассмотреть препараты, снижающие уровень тестостерона и, следовательно, снижающие либидо. Эти препараты называются антиандрогенными, хотя их применение фактически не блокирует действие тестостерона. Чаще всего, в таких случаях используются: Агонисты гонадотропин-рилизинг-гормона (GnRH) (например, лейпролид); медроксипрогестерона ацетат. Оба эти препарата уменьшают гипофизарное производство лютеинизирующего гормона (ЛГ) и фолликулостимулирующего гормона (ФСГ) и, таким образом, уменьшают выработку тестостерона. Перед применением препаратов необходимо провести исследование печени и уровня тестостерона. Кроме того, лечение может проводиться только после получения согласия от пациента, после того, как он полностью проинформирован о действии препаратов, предполагаемых результатах и возможных побочных явлениях.

Поэтому, как правило, психологи не дают советы. Там где это уместно, психологи предпочитают предоставлять психологически релевантную информацию, так как познакомить с информацией – это не то же самое, что дать совет. Советы принадлежат тому, кто его дает. Информация же принадлежит клиенту, он может ее использовать тогда и так, как считает нужным, или же полностью проигнорировать ее. Советы создают зависимость, знание дает свободу.

Психологическую помощь имеет право оказывать психолог или клинический психолог, не только имеющий высшее психологическое образование, но и получивший специальную подготовку в области психологического консультирования или психотерапии. Конечно же, также важно, чтобы психолог обладал опытом работы в области психологического консультирования или психотерапии, а также был надежным, ответственным и отзывчивым человеком. Поэтому стоит поинтересоваться уровнем подготовки специалиста, который может стать вашим личным психологом. Я бы предложил вам придерживаться следующих минимальных требований к образованию и опыту специалиста. Прежде всего, психолог-консультант должен иметь основательную профессиональную подготовку. Для этого сначала стоит поинтересоваться, имеет ли выбранный вами психолог высшее психологическое образование, когда он его закончил, а также является ли психология для него первым или вторым образованием? Впрочем, диплом психолога и даже научная степень еще не гарантируют того, что перед вами квалифицированный психолог-консультант. Далее стоит спросить, где и как долго он обучался психологическому консультированию или психотерапии и каков его практический опыт. Если ориентироваться на международные стандарты, то минимальная длительность специального образования в области психологического консультирования или психотерапии должна быть не менее трех лет. Как и в других помогающих профессиях, профессиональное становление психолога-консультанта требует несколько лет практической деятельности, в течение которых психолог обретает практический опыт, время от времени участвует в семинарах и курсах повышения квалификации, обсуждает свой практический опыт с коллегами и супервизором, то есть, с опытным специалистом.

Уверенные и достаточно открытые ответы психолога на эти вопросы могут помочь вам оценить уровень его профессиональной компетентности и принять решение.

 

Процесс психотерапии предполагает сотрудничество пациента и специалиста. То, насколько хорошо у пары психотерапевт-пациент получится объединить свои усилия, будет во многом определять, насколько комфортно будет идти процесс, и как быстро психотерапия начнет приносить плоды.

Как-то повелось, что многие психологи и психотерапевты спрашивают своих пациентов о надеждах, связанных с психотерапией, что пациенты видят в качестве результата, каких действий со стороны специалиста они ожидают, но очень редко речь заходит о том, что и психотерапевт имеет свои собственные ожидания. Возможно, такое положение дел обусловлено бытующим в профессиональной среде мнением, что психотерапевт должен «принимать человека таким, какой он есть», что означает – отказаться от любых ожиданий, возможно, связано с личными особенностями и готовностью подстраиваться под любого человека, или определяется экономической составляющей отношений – кто платит тот и заказывает музыку. Оставляя в стороне как резонность так и ограниченность такого рода обоснований, хочу поделиться собственными ожиданиями, связанными с моими пациентами и психотерапией и составить некоторые рекомендации, которые, как мне кажется, делают работу более продуктивной. Эти рекомендации не являются жесткими требованиями, и относиться к ним стоит именно как к рекомендациям.

Как выбрать психотерапевта

Если вы надеетесь на продуктивность предстоящей работы, то специалиста стоит выбирать. Именно выбирать, а не идти к первому попавшемуся человеку.

Хорошо, если вам порекомендовали психолога или психотерапевта люди, которым вы доверяете. Это существенно повышает вероятность того, что вы попадете к хорошему специалисту, однако не является гарантией. Что касается положительных отзывов в интернете, то лично я отношусь к ним весьма скептически: люди, получившие пользу от психотерапии, редко трезвонят об этом на весь свет, психотерапия – очень личный опыт. Специалисты, побуждающие своих пациентов писать публичные отзывы о себе, вызывают большие сомнения в своем профессионализме. Пациенты, восторгающиеся публично своим психотерапевтом «по собственной инициативе», скорее всего, очень нуждаются в ком-то идеальном рядом, кем они могли бы гордиться или даже хвастаться, и их оценки не всегда основаны на реальности, а отражают их внутренние потребности. В таких чувствах нет ничего удивительного, и если не все, то очень многие пациенты проходят через этап идеализации психотерапевта. Полагаю, обсуждение такого рода чувств на сеансах приносит гораздо больше пользы психотерапии, чем хвалебные речи в сети.

Рекомендации коллег – иное дело. Даже если «кукушка хвалит петуха» - это честные отношения, в которых не идет речь о том, что один использует другого. Обычно коллеги рекомендуют тех, кому действительно доверяют. Так что еще один хороший источник специалистов – профессиональные сообщества. Обращаясь, не постесняйтесь и попросите назвать вам несколько имен, хотя бы 2-3, чтобы вы могли выбирать.

Независимо от того, есть ли у вас несколько имен или вы сами просматриваете интернет, кроме формальных вещей (наличие базового и дополнительного образование, профессиональный опыт, участие в жизни профессионального сообщества) обратите внимание на публикации, статьи и заметки. Именно через такого рода вещи, вы можете получить некоторое (пусть и весьма приблизительное) представление о человеке, с которым вам придется работать.

Разумеется, выбор психотерапевта никогда не будет полностью рациональным, в этот процесс всегда вмешиваются глубоко личные, субъективные и во многом бессознательные мотивы, которые в дальнейшем могут стать источником интересных и важных открытий, именно поэтому важно, чтобы выбор был выбором.

Первая встреча

Первая встреча очень важна для последующей работы. Не стоит ждать, что за время первого визита вы решите вопросы, послужившие поводом для обращения, скорее даже наоборот – появление новых вопросов, над которыми вы раньше и не задумывались, служит подтверждением того, что встреча прошла не впустую.

Вначале я спрашиваю о том, почему вы решили обратиться за профессиональной помощью. Обычно, когда люди заходят в мой кабинет, у них имеется некоторое представление о том, что они хотели бы мне рассказать, однако, важно рассказать об этих вещах более-менее спонтанно, т.е. не по списку или заранее заготовленному тексту, а с некоторыми отступлениями от продуманной линии. Если о чем-то не успеете рассказать – к этому можно будет вернуться на следующей встрече. Лучше, если перечень «проблем» и «трудностей», с которыми вы начнете работать был составлен в ходе совместного обсуждения и мог быть пересмотрен в любое время.

Рассказывая о причинах обращения, постарайтесь сообщить не только о «формальной» стороне дела – фактах, событиях и т.д., - но и сообщить о том, что вы чувствуете, думаете по этому поводу. Важна не только «объективная» сторона дела, но и ваше субъективное видение ситуации. Если «объективная» и «субъективная» сторона вопроса сильно расходятся – упомяните об этом: «понимаю, что дело обстоит так-то и так-то, но чувствую совершенно иначе и ничего не могу с этим поделать».

Если вы не планируете приступать к психотерапии или находитесь в процессе выбора психотерапевта, то лучше вначале встречи сообщить о том, что пока вы пришли только проконсультироваться.

Обсуждайте предыдущий опыт психотерапии

Если вам приходилось ранее работать с психологом или психотерапевтом – это важный опыт, которым стоит поделиться независимо, был ли этот опыт удачным или нет. Понимая, что было полезным в предыдущей терапии, вы сможете использовать это с вашим новым психотерапевтом. Обсуждение неудач в терапии помогает избежать повторения ошибок и способствует большему пониманию неудач в отношениях с людьми в целом.

Психотерапия требует времени

Есть ряд вопросов, когда работа с психологом или психотерапевтом может быть ограничена по времени несколькими встречами или даже одной консультацией. В моей практике это чаще вопросы, касающиеся сложностей в вопросах взаимодействия с детьми: как сообщить о разводе? как познакомить ребенка с будущим или потенциальным отчимом/мачехой? что если детям трудно принять нового взрослого человека в семью? как родителям реагировать на ссоры детей? брать ли ребенка на похороны родственников? и т.д.

Но если речь идет о психотерапии, а не о консультации, то такая работа всегда требует времени и регулярных встреч.

Не пересказывайте свою жизненную историю – исследуйте ее

Разные специалисты по-разному относятся к сбору информации о жизни пациента – кто-то на медицинский манер собирает анамнез болезни и жизненный анамнез, кто-то не задает об этом ни одного вопроса. Мне представляется полезным уточнять некоторые детали, касающиеся жизни моих пациентов в начале терапии на первых встречах. Насколько подробно я буду расспрашивать и как много уточняющих вопросов задам – зависит от каждого конкретного случая, однако, я понимаю, что расспрашивать можно до бесконечности и все равно через какое-то время всплывут новые важные факты.

Кроме того, очень тщательный расспрос о фактах биографии дает понять пациенту, что именно факты его интересуют. Люди начинают рассказывать о своей жизни, что в конечном итоге приводит к тому, что пациент говорит: «ну вот, я рассказал вам все, больше мне нечего добавить, вы знаете все». В ряде случаев удается преодолеть этот тупик, в некоторых – терапия на этом заканчивается. Другой вариант подобной непродуктивной работы – пересказывать события, произошедшие с прошлой встречи.

Альтернативный (и, по моему опыту, гораздо более продуктивный) путь – не пересказывать факты, какими бы интересными они ни были, а исследовать их. Разумеется, мои пациенты рассказывают мне и о том, что произошло накануне и о событиях их детства, но с самых первых встреч я пытаюсь донести, что важно, чтобы это было не только пересказом для меня неких фактов, я предлагаю заново вместе посмотреть на эти факты. Поэтому меня интересуют мысли и чувства людей по поводу того, что с ними происходило или происходит. В этом случае история становится живой, факты и события пересматриваются, отношение к ним меняется и порою не раз, а рассказ становится потенциально бесконечным, ведь одну и ту же историю можно рассказать и понять очень по-разному.

Исследование внутреннего мира

Психотерапия, хотя все еще и считается в нашей стране разделом медицины (во многих странах, где развитие психотерапии происходило не так драматично как у нас, это не так) имеет мало общего с медицинскими процедурами – сбор анамнеза, обследование, диагноз, назначения. Существует множество разных форм и подходов в психотерапии, но та психотерапия, о которой пишу и которую практикую я, скорее представляет собой исследование собственного внутреннего мира. Психологические трудности или симптомы мы рассматриваем не как досадную помеху, которую стоит устранить любой ценой, а как важную часть этого внутреннего мира. Проблемы в отношениях – не просто результат отсутствия тех или иных социальных навыков (многие мои пациенты высоко социализированы, но, все же, имеют серьезные проблемы в отношениях), а отражение внутренних потребностей, страхов и т.д..

Изменения, которых мы стремимся добиться, идут рука об руку с исследованием внутреннего мира и открытия новых фактов о себе. Знания, полученные в результате такого исследования, значительно отличаются от знаний, получаемых нами от чтения книг или прослушивания познавательной передачи или знаний, полученных в результате научного эксперимента. В противном случае процесс психотерапии можно было бы заменить образовательной программой в том или ином ее виде. Понимание в психотерапии идет рядом с ощущением жизни внутри, субъективным опытом, открытия, совершаемые в ходе психотерапии или психоанализа глубоко личные, наполнены переживаниями и индивидуальными смыслами. Поэтому понять, что такое психотерапия или психоанализ можно только на собственном опыте, т.е. пережив.

Обсуждайте сновидения с психотерапевтом

Сновидения – королевская дорога к бессознательному – так считал Фрейд, а вслед за ним практически все основоположники прочих школ и направлений психотерапии уделяли большое внимание работе со сновидениями. Действительно, трудно представить более личный опыт, чем сновидения. Сновидение – как бы сгусток чувств, мыслей, переживаний. Поэтому в процессе психотерапии я всегда уделяю внимание сновидениям. Иногда это сновидения из далекого прошлого, иногда – приснившиеся накануне встречи. Порою это кошмары, порою – сновидения о чем-то приятном. Как бы то ни было, обсуждение снов всегда обогащает психотерапию.

Делитесь вашими сновидениями с психотерапевтом, обсуждайте ваши ассоциации и мысли о сновидении. Особое внимание стоит уделить повторяющимся сновидениям и снам, в которых появляется психотерапевт, а так же снам, появившимся после длительного перерыва, когда «сны не снились».

Иногда люди считают, что не видят снов, однако это не так: дело в том, что на протяжении каждой ночи мы все видим сновидения, только некоторые люди помнят их, в то время как другие – нет. Сам по себе факт «отсутствия» сновидений может стать отправной точкой исследования, кроме того, нехитрая уловка – положить рядом с подушкой блокнот и ручку и записать сон сразу после пробуждения – позволит вам добыть богатый материал для очередной встречи с психотерапевтом.

Согласие и несогласие

Большую часть времени я слушаю. Свою роль я вижу в том, чтобы помогать человеку высказывать те мысли, которые наедине с собой он не мог даже помыслить, мысли, которые волнуют его, но нет сил или смелости касаться этих вопросов. Чтобы помочь человеку продолжать исследовать свой внутренний мир, помочь взглянуть ему на некоторые факты под другим углом я высказываю некоторые свои соображения на счет того, что происходит с пациентом или того, о чем он говорит. Иногда я уверен в своей правоте, иногда я высказываю лишь предположения. Но что бы я ни сказал, и как бы я ни относился к высказанным мною соображениям, я никогда не рассчитываю, что пациент полностью согласится со мной или наоборот полностью отвергнет мои слова. Лаконичные «да» или «нет», как будто останавливающие цепь рассуждений говорят вовсе не о том, насколько правильным или ложным оказалось мое высказывание, а о том, что есть некоторые затруднения в исследовании своего внутреннего мира, которым нам предстоит уделить внимание.

Старайтесь быть откровенными с психотерапевтом, но не переступайте через себя

Предполагать, что работа окажется продуктивной, если вы пришли водить специалиста за нос – наивно. Надеяться на успех психотерапии можно лишь в том случае, если вы настроены быть открытыми со специалистом, который пытается вам помочь. Открытость – важное условие, но слишком большое усердие в этом тоже может оказаться вредным. Не спешите «рвать на себе тельняшку» и вываливать все.

Дело в том, что некоторым людям легко говорить о себе, своих чувствах, в то время как другие могут испытывать с этим большие затруднения. Не стоит переступать через себя, заставляя себя «выворачиваться наизнанку». Будет гораздо продуктивнее поделиться этими затруднениями и обсудить, с чем они связаны. Само по себе такое обсуждение может принести много инсайтов и оказаться очень терапевтичным. Часто после хорошо проведенной предварительной работы «страшная» тайна или затруднительный вопрос обсуждаются гораздо легче и продуктивней, т.к. снижается тревога, вина или стыд, и восстанавливается способность мыслить более ясно и трезво, «переваривая» тяжелый или травматичный опыт.

Разочарование в психотерапии

В некоторых случаях после нескольких встреч пациенты сообщают, что психотерапия не приносит тех улучшений, на которые они рассчитывали. В таких случаях очень важно обсудить изначальные ожидания, связанные с психотерапией, и чувства, обусловленные тем, что эти ожидания не оправдываются. Пожалуй, все мы так устроены, что осознанно или бессознательно надеемся, что в мире найдется человек, который решит все наши проблемы. Многие люди обращаются к психотерапии в бессознательном поиске лучших родителей – лучшего отца или лучшей матери – чем были наши собственные.

Иногда требования, предъявляемы к психотерапевту, оказываются настолько высокими, что ни один человек не сможет их удовлетворить. Понимание того, что многие проблемы в отношениях (отношения с психотерапевтом – лишь частный случай) обусловлены именно такими рода требованиями является хоть и весьма болезненным открытием, но все же очень важным. Возможность пережить разочарование в другом человеке, сохранив при этом отношения – очень важный опыт для каждого человека. Некоторым впервые это удается лишь с психотерапевтом. Для кого-то этот момент разочарования является отправной точкой для очень серьезной работы над собой. Именно такого рода разочарование позволяет пациентам более глубоко включиться в процесс психотерапии, когда мы строим действительно партнерские отношения и вместе пытаемся разобраться с проблемами, а не я, как психотерапевт, должен стараться изо всех сил, чтобы угодить пациенту и осчастливить его взмахом своей руки.

Время на завершение психотерапии

Не обрывайте психотерапию резко, всегда оставляйте время на то, чтобы завершить работу. Какими бы ни были причины завершения вашей совместной работы – всегда обсуждайте это с вашим психотерапевтом.

Если ваше состояние улучшилось, и вы решили те проблемы, с которыми изначально обратились – сообщите это вашему специалисту, обсудите, насколько устойчивым вам обоим видится это улучшение, связано ли оно с внутренними изменениями или обусловлено внешними факторами.

Улучшение состояния и решение текущих проблем – не всегда повод для завершения работы. Для некоторых людей исчезновение/облегчение симптомов или снижение остроты конфликтных ситуаций – это максимум, что они могут получить от психотерапии. Другим же психотерапия может предложить гораздо больше: возможность произвести кардинальные преобразования в своей жизни, более глубоко понимать себя и других людей, более полно реализовывать собственный потенциал. В этом случае, когда первоначальные задачи решены, можно продолжить курс психотерапии с новыми целями или начать анализ, если это позволяет квалификация специалиста.

Если вы проходите курс длительной психотерапии, ориентированной на самопознание и серьезные жизненные изменения или курс психоанализа, то процесс завершения является особенно важным этапом. На последней «терминальной» стадии психотерапии или психоанализа не только подводятся итоги проделанной работы, но и поднимаются новые, инициированные завершением работы темы, а уже не раз обсужденные вопросы предстают в новом свете.

Лучше всего если вы поднимите тему завершения психотерапии заранее и, обсудив этот вопрос с вашим психотерапевтом, придя к соглашению, что пора, договоритесь о времени окончания терапии и дате последней встречи. В случае непродолжительной терапии (полгода-год) этот срок составляет обычно от двух-трех встреч до двух месяцев. В случае длительной интенсивной терапии или психоанализа этот срок существенно дольше – по моим представлениям – около года. Хотя, как всегда, в каждом отдельном случае этот вопрос решается индивидуально.

 

Сеанс гипнотерапии начинается с беседы гипнолога и пациента. После установления проблемы специалист переходит к сеансу гипнотерапии. Для этого человека погружают в состояние транса. Каждый гипнотерапевт владеет своими приемами. Одни используют для этого расслабляющую музыку, вторые — благовония, третьи — маятник. Есть гипнотерапевты, которые погружают в транс взглядом. Но такая способность присуща единицам.       В состоянии транса человеческий мозг работает в приглушенном ритме. Видения и голоса, которые кажутся в состоянии глубокого транса, воспринимаются пациентом как реальность. Посредством гипноза создается собственная реальность, которая постепенно воплощается в жизнь. Образ, создаваемый пациентом на сеансе гипнотерапии, незаметно переносится на внешний и внутренний мир.

Как правило, гипноз от болезней применяется комплексами. То есть, одного сеанса будет недостаточно для излечения, например, от тяжелой депрессии или фобии.

 

Прием сексолога начинается с разговора. Сексолог задает вопросы или просит рассказать пациента о своих проблемах. Основную информацию о расстройстве врач получает именно во время беседы. В зависимости от основной специальности сексолога (психолог, педагог, гинеколог, уролог и так далее) прием может проходить в разном формате. Полное физическое обнажение требуется не всегда. Обычно врач может попросить обнажить определенную часть тела для медицинского осмотра, чтобы оценить степень развития вторичных половых признаков (оволосение, размер гениталий и молочных желез, телосложение). После этого, если сексолог является урологом или гинекологом, прием напоминает обследование у данных специалистов. Если пациент или семейная пара обратились к сексопатологу, то прием больше похож на прием у психотерапевта.

У мужчин сексолог выясняет состояние следующих проявлений сексуальности:

  • либидо – половое влечение;
  • эрекция – увеличение размеров полового члена, в результате чего он становится твердым и способным совершить половой акт;
  • эякуляция – семяизвержение или выделение спермы через мочеиспускательный канал у мужчин;
  • оргазм – сексуальное удовлетворение, которое у мужчин при отсутствии патологии мочеполовых органов должно сопровождаться эякуляцией.

У женщин сексолог выясняет состояние следующих проявлений сексуальности:

  • Эрогенная реактивность – это способность женского тела воспринимать стимулы сексуального характера и реагировать на них изменениями на уровне физиологии. Все это усиливает стремление женщины к близости, так как стимулирует ее переживания. Эрогенная реактивность зависит от внешней ситуации и стимулов, а также от мотивации и памяти, которые уже являются внутренними условиями.
  • Лубрикация – физиологическая реакция женского организма на сексуальную стимуляцию, которая проявляется выделением особой жидкости и увлажнением половых путей. Это необходимо для облегчения полового акта, так как без этого увлажнения половой акт для женщины может быть болезненным.
  • Оргазм – сексуальное удовлетворение, которое является кульминацией полового акта, приводит к снятию сексуального напряжения (разрядка) и успокоению.
  • Либидо – сексуальное желание.

 

 

Вышеперечисленные проявления врач-сексолог определяет с помощью шкалы – сексуального опросника под названием «Сексуальная формула мужчины» и «Сексуальная формула женщины». Данная формула представлена в виде бланка или карты, в которой необходимо подчеркнуть подходящий вариант.

Сексуальная формула мужчины включает следующие пункты:

  • статус – женат, холост, разведен;
  • потребность в половом акте – почти отсутствует (реже 1 раза в год), реже 1 раза в месяц, несколько раз в месяц, 2 – 3 раза в неделю, каждый день или каждый час;
  • настроение перед половым актом – сильный страх, неуверенность (выраженная, невыраженная), без особых опасений, отсутствие сомнений;
  • сексуальная предприимчивость (активность– количество попыток совершить половой акт (включает также те случаи, когда попытки не приводили к завершенному половому акту);
  • частота половых актов (успешность осуществления полового акта) – не удавалось никогда, удается (редко, обычно, почти всегда, всегда);
  • напряжение полового члена – отсутствие эрекции, нормальная эрекция до полового акта (затем ослабевает), неполная эрекция (без трудностей введения), отсутствие проблем с эрекцией;
  • длительность полового акта – наличие или отсутствие семяизвержения, время наступления эякуляции;
  • частота семяизвержения – общее количество всех эякуляций при половом акте, поллюциях (непроизвольное семяизвержение) и мастурбации (самоудовлетворение);
  • настроение после полового акта – у мужчин включает также настроение при неудавшейся попытке и может иметь такие варианты как сильная подавленность, досада, разочарование, отвращение к партнерше, безразличие или неприятный осадок, удовлетворенность (может сочетаться с приятной усталостью или душевным подъемом);
  • оценка половой жизни (степень удовлетворенности партнерши) – отсутствие желания у женщины вступать в интимную близость, упреки со стороны партнерши, непостоянный успех, в целом успешная половая жизнь, отсутствие проблем с удовлетворением партнерши;
  • длительность полового расстройства – расстройство имеется с самого начала половой жизни, расстройство возникло около полугода назад, отсутствие расстройств в данный момент, но их наличие в прошлом, отсутствие расстройств.

Сексуальная формула женщины включает следующие пункты:

  • статус – замужем, не замужем, разведена, вдова;
  • менструации – регулярность, нарушение цикла, отсутствие месячных (до периода полового созревания или после климакса);
  • ощущения от полового акта – отвращение и боль в половом акте, безразличие к половому акту, а также наличие или отсутствие связи между оргазмом и фазой менструального цикла;
  • выделение слизи из влагалища – отсутствие слизи, наличие связи между фазой цикла и выделениями, постоянное выделение слизи при сексуальном возбуждении;
  • оргазм – отсутствие оргазма (женщина не испытывала его ни при каких обстоятельствах), оргазм во сне, оргазм в редких случаях, оргазм в 50% случаев всех половых актов, оргазм в более чем 80% случаев, а также повторные оргазмы во время одного полового акта;
  • физическое состояние после полового акта – боль или дискомфорт (тяжесть), отсутствие каких-либо физических ощущений, ощущение полового возбуждения, ощущение разрядки, удовлетворение;
  • эмоциональное состояние после полового акта – отвращение, безразличие, радость от избавления от обязанности или чувство выполненного долга, приятное сознание доставленного мужчине удовольствия, благодарность партнеру за удовольствие и радость от близости;
  • половая активность (частота половых актов) – отсутствует половая жизнь, половая активность раз в полгода, не чаще 1 раза в месяц, не чаще 1 раза в неделю, несколько раз в неделю, каждый день или несколько раз в течение дня;
  • длительность полового акта (время наступления эякуляции у партнера) – оценивается по тем же вариантам, что в сексуальной формуле мужчины;
  • длительность полового нарушения – включает те же варианты, что в сексуальной формуле мужчины.

Во время приема сексолог оценивает степень гармонии супружеской пары. Для этого он предлагает заполнить различные опросники. Чаще всего используется опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке», который включает также 2 варианта – мужской и женский. Он позволяет определить не только значимость сексуальных отношений, но и другие аспекты семейной жизни, которые, так или иначе, оказывают влияние на сексуальную сферу (социальная, психологическая, физиологическая).

Кроме чисто сексуального анамнеза (данные о жизни или болезни), сексолог может задать следующие вопросы:

  • Как проходило детство?
  • Какие отношения были в семье, с родителями, братьям и сестрами?
  • Были ли вы свидетелем сексуальных сцен, будучи ребенком?
  • В каком возрасте и при каких обстоятельствах вы почувствовали сексуальное возбуждение в первый раз?
  • В каком возрасте началось половое созревание?
  • В каком возрасте был первый сексуальный опыт (половой акт, мастурбация, поллюции)?
  • Какое отношение у вас к сексу?
  • Имеются ли какие-либо религиозные или культурные представления о сексуальных отношениях?
  • Были ли случаи перенесенного сексуального насилия или неприятных ситуаций, связанных с половым актом?

 

 

Работа может проводиться в форме индивидуальной консультации с подростком или консультаций с родителями, семейного консультирования. В работе с ребенком, психолог может использовать как беседу, так и игру, рисование, лепку (в зависимости от возраста и трудностей ребенка). Каждая встреча длится приблизительно 50 минут. Частота сессий, форма работы, и примерная продолжительность работы определяется специалистом и родителями при первоначальной встрече.

Что можно ожидать от первой встречи?

В начале первой встречи, специалист познакомит Вас с основными принципами работы, включая принцип конфиденциальности. Далее, детально расспросит Вас и Вашего ребенка о том, как начались трудности, как вы пытались их разрешить в прошлом, и каких результатов вы достигли. Детский психолог также поинтересуется, как вы видите данную проблему и способы ее разрешения на данный момент, а после этого, вместе с Вами и Вашим ребенком детально обсудит цели, которых Вы хотели бы достичь, ваши ожидания, предпочитаемую форму работы, рекомендуемую частоту встреч и продолжительность работы. Если это необходимо, психолог может порекомендовать других специалистов, к которым вы можете дополнительно обратиться.

Почему важна работа с родителями?

Психологическая помощь подросткам всегда предполагает параллельную работу с одним или обоими родителями. Необходимость такой работы продиктована несколькими причинами.

  • Во-первых, в самом начале работы специалисту необходима информация о ребенке, предоставить которую могут только родители (объективная ситуация в семье, особенности развития ребенка на разных этапах жизни, отношения ребенка с окружающими и т.д.). Поэтому обычно работа с подростком начинается с консультативных встреч с родителями. Чаще всего на этих встречах присутствуют и дети, однако, в некоторых случаях родители предпочитают встретиться со специалистом один на один. Такой вариант тоже возможен.
  • Во-вторых, в ходе работы и родителям и детскому психологу требуется обратная связь о том, как идет работа, что меняется в поведении ребенка или его самочувствии. Поэтому в ходе работы так же предполагаются консультативные встречи с родителями, в ходе которых обсуждается, что происходит с ребенком. Родители могут получить рекомендации относительно взаимодействия с ребенком в тех или иных ситуациях. Такое консультирование не является психотерапией родителя, если родители чувствуют потребность в более глубокой работе над своими проблемами, им, как правило, рекомендуется параллельная работа с другим специалистом.

В конце курса также необходима встреча, чтобы обсудить достигнутые результаты и подвести итоги совместно проделанной работы.

 

Зависимость отличается от увлечения тем, что не несет никакой пользы для личностного развития. Она причиняет ущерб социальной жизни, отношениям с близкими, мешает раскрывать потенциал. Увлеченный человек:

  • имеет широкий спектр интересов;
  • соблюдает баланс между работой и отдыхом;
  • имеет широкие социальные связи, находится в хороших отношениях с близкими;
  • делает выбор в пользу основной работы, семьи и друзей.

Зависимый человек:

  • теряет социальные связи, находится в конфликте с близкими;
  • зачастую все свободное время посвящает одной деятельности;
  • терпит неудачи в карьере и личной жизни, не имея сил отказаться от объекта зависимости;
  • отрицает факт наличия зависимости;
  • при недоступности объекта впадает в дисфорические или депрессивные состояния.

Если возникает подозрение о наличии у человека зависимости, необходимо попытаться принять меры. Чем дольше аддиктивная личность находится во власти своей зависимости, тем сложнее от нее избавиться.

 

Вы можете записаться по телефону 267-21-34 или через форму обратной связи в разделе "Контакты"