ГИССЕНСКИЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК
Гиссенский тест (ОН, ОНА)
Фамилия ___________________________________________________________________________
Профессия __________________________________________________________________________
Дата рождения ______________________________________________________________________
Дата исследования___________________________________________________________________
В этом опроснике речь идет о том, как вы видите и оцениваете определенных людей. Пожалуйста, отметьте свое впечатление на шкале, обведя соответствующую цифру в шкале.
Центр шкалы — 0, вправо и влево она простирается от 1 до 3.
«0» означает, что вы считаете поведение этого человека ничем не отличающимся от поведения других людей. Например, в пункте 1: если вы считаете, что человек, которого надо оценить, ни терпелив, ни нетерпелив по сравнению с другими людьми, то обведите, пожалуйста, кружком «0». Если его поведение отклоняется в ту или иную сторону, то обведите, пожалуйста, кружком соответственно 1, 2 или 3.
1. | У меня впечатление, что он (она) скорее нетерпеливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее терпеливый человек |
2. | Я полагаю, что он (она) скорее стремится к общению | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее избегает общения |
3. | Я считаю, что он (она) обычно предпочитает руководить другими людьми | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | предпочитает, чтобы им (ею) руководили |
4. | Я думаю, что изменение внешних условий жизни очень сильно повлияло бы на его (ее) душевное состояние | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень мало повлияло бы на его (ее) душевное состояние |
5. | У меня впечатление, что он (она) довольно редко | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | довольно часто обеспокоен(а) своими внутренними проблемами |
6. | Мне кажется, что он (она) скорее склонен (склонна) подавлять гнев и досаду | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее не склонен (склонна) подавлять гнев и досаду |
7. | Мне кажется, что для него (нее) очень важно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | почти совсем не важно в чем-то превосходить других людей |
8. | Я полагаю, что он (она) считает себя не склонным к тревоге человеком | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень склонным к тревоге человеком |
9. | У меня впечатление, что люди, в общем, высоко оценивают его (ее) успехи в работе | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее невысоко оценивают |
10. | Я полагаю, что к другим людям он (она) скорее испытывает полное доверие | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | у него (нее) скорее очень мало доверия к другим людям |
11. | У меня впечатление, что он (она) проявляет большую | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | небольшую потребность в любви |
12. | Я полагаю, что он (она) скорее избегает | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее ищет тесных контактов с другими людьми |
13. | Я полагаю, что он (она) по сравнению с другими скорее хорошо умеет | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее плохо умеет обращаться с деньгами |
14. | Мне кажется, что он (она) редко чувствует себя подавленным (ой) | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | часто чувствует себя подавленным (ой) |
15. | У меня впечатление, что он (она), в общем, очень откровенен (откровенна) | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | мало откровенен (откровенна) |
16. | Я считаю, что ему (ей) скорее трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее легко понравиться другим людям |
17. | Я полагаю, что ему (ей) скорее легко | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее трудно долгое время быть связанным (ой) с другим человеком |
18. | Я полагаю, что с правдой он (она) обращается скорее достаточно свободно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее сверхточно |
19. | У меня впечатление, что он (она), как правило, легко | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | как правило, трудно выходит из себя |
20. | Мне кажется, что по сравнению со своими сверстниками он (она) производит впечатление человека более молодого | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | более старого |
21. | У меня впечатление, что он (она) скорее не очень аккуратный и упорядоченный человек | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее слишком аккуратный и упорядоченный человек |
22. | Я считаю, что у него (нее) очень часто | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень редко бывают конфликты с другими людьми |
23. | Я полагаю, что он (она) привык(ла) к тому, что его (ее) скорее мало ценят | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | что его (ее) скорее высоко ценят |
24. | У меня впечатление, что он(а) сам(а) усложняет себе жизнь | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее облегчает себе жизнь |
25. | Я думаю, что он (она) чувствует себя скорее очень далеким(ой) от других людей | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее очень близким(ой) к другим людям |
26. | Я полагаю, что по сравнению с другими он (она) скорее очень склонен (склонна) к фантазиям | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | он (она) скорее совсем не склонен (склонна) к фантазиям |
27. | Я полагаю, что он (она) совсем не придает значения | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | придает очень большое значение тому, чтобы хорошо выглядеть |
28. | У меня впечатление, что ему (ей) скорее трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее легко работать в тесном контакте с другими людьми |
29. | Я думаю, что он (она) редко | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | часто упрекает сам(а) себя |
30. | Я полагаю, что он (она) способен (способна) очень сильно любить | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | не способен (способна) очень сильно любить |
31. | Я полагаю, что в сравнении с другими людьми он (она) более покладист (а) | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | более упрям (а) |
32. | Я полагаю, что он (она) сравнительно редко | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | сравнительно часто беспокоится о других людях |
33. | У меня впечатление, что ему (ей) скорее плохо | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее хорошо удается отстаивать свои интересы в жизненной борьбе |
34. | Я полагаю, что по сравнению с другими он (она) способен (способна) очень сильно любить | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | не способен (способна) очень сильно любить |
35. | Я думаю, что у него (нее) очень хорошие | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень плохие актерские способности |
36. | Я полагаю, что его (ее), как правило, считают сильным человеком | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | как правило, считают слабым человеком |
37. | У меня впечатление, что ему (ей) очень трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень легко быть привлекательным (ой) для других |
38. | Я полагаю, что по сравнению с другими ему (ей) скорее легко | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее трудно не отвлекаться от дела |
39. | Я полагаю, что ему (ей) очень трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень легко вести себя непринужденно |
40. | Я думаю, что он (она) чувствует себя свободно в общении с лицами другого пола | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень скованно |
Гиссенский тест (Я)
Фамилия ___________________________________________________________________________
Профессия __________________________________________________________________________
Дата рождения ______________________________________________________________________
Дата исследования___________________________________________________________________
В этом опроснике речь идет о том, как Вы сами себя видите и оцениваете. Пожалуйста, отметьте свое мнение о себе, обведя соответствующую цифру в шкале.
Центр шкалы — 0, вправо и влево она простирается от 1 до 3.
«0» означает, что Вы считаете свое поведение не отличающимся от поведения других людей. Например, в пункте 1: если у Вас такое впечатление, что Вы в сравнении с другими людьми ни нетерпеливы, ни терпеливы, то обведите, пожалуйста, кружком «0». Если Ваше поведение отклоняется в ту или иную сторону, то обведите, пожалуйста, соответственно 1, 2 или 3.
1. | У меня впечатление, что я скорее нетерпеливый человек | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее терпеливый человек |
2. | Я полагаю, что я скорее стремлюсь к общению | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее избегаю общения |
3. | Я считаю, что я скорее предпочитаю руководить другими людьми | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | предпочитаю, чтобы мною руководили |
4. | Я думаю, что изменение внешних условий моей жизни очень сильно повлияло бы на мое душевное состояние | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень мало повлияло бы на мое душевное состояние |
5. | У меня впечатление, что я довольно редко | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | довольно часто обеспокоен своими внутренними проблемами |
6. | Мне кажется, что я скорее склонен (склонна) подавлять гнев и досаду | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | склонен (склонна) проявлять гнев и досаду |
7. | Мне кажется, что для меня очень важно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | почти совсем не важно в чем-то превосходить других людей |
8. | Я считаю себя совсем не склонным к тревоге человеком | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень склонным к тревоге человеком |
9. | У меня впечатление, что другие, в общем, скорее высоко оценивают результаты моей работы | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее невысоко оценивают |
10. | Я полагаю, что к другим людям я скорее испытываю полное доверие | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | у меня скорее очень мало доверия к другим людям |
11. | У меня впечатление, что я проявляю большую | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | необходимую потребность в любви |
12. | Я полагаю, что скорее избегаю | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее ищу тесных контактов |
13. | Я полагаю, что по сравнению с другими я скорее хорошо умею | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее плохо умею обращаться с деньгами |
14. | Я редко чувствую себя подавленным (ой) | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | часто чувствую себя подавленным (ой) |
15. | У меня впечатление, что, в общем, я очень откровенен (откровенна) | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | мало откровенен (откровенна) |
16. | Я считаю, что мне скорее трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | легко понравиться другим людям |
17. | Я полагаю, что мне скорее легко | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее трудно долгое время быть связанным (ой) с другим человеком |
18. | Я полагаю, что с правдой я скорее обращаюсь достаточно свободно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее сверхточно |
19. | У меня впечатление, что я, как правило, легко | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | как правило, трудно выхожу из себя |
20. | Я полагаю, что по сравнению со своими сверстниками произвожу впечатление человека более молодого | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | более старого |
21. | У меня впечатление, что я скорее не очень аккуратный человек | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее слишком аккуратный и упорядоченный |
22. | Я считаю, что у меня очень часто | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень редко бывают конфликты с другими людьми |
23. | Я полагаю, что привык (ла) к тому, что меня скорее мало ценят | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее высоко ценят |
24. | У меня впечатление, что я скорее сам (а) усложняю себе жизнь | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее облегчаю себе жизнь |
25. | Я думаю, что чувствую себя скорее очень далеким (ой) от других людей | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее очень близким (ой) к другим людям |
26. | Я полагаю, что по сравнению с другими я скорее очень склонен (склонна) к фантазиям | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | я совсем не склонен (склонна) к фантазиям |
27. | Я полагаю, что совсем не придаю значения | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | придаю очень большое значение тому, чтобы хорошо выглядеть |
28. | У меня впечатление, что мне скорее трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее легко работать в тесном контакте с другими людьми |
29. | Я думаю, что редко | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | часто упрекаю сам (а) себя |
30. | Я полагаю, что способен (способна) очень сильно любить | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | не способен (способна) очень сильно любить |
31. | Я полагаю, что по сравнению с другими я более покладист (а) | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | я более упрям (а) |
32. | Я полагаю, что я сравнительно редко | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | сравнительно часто беспокоюсь о других людях |
33. | У меня впечатление, что мне скорее плохо | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее хорошо удается отстаивать свои интересы в жизненной борьбе |
34. | Я полагаю, что по сравнению с другими я способен (способна) очень сильно любить | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | не способен (способна) очень сильно любить |
35. | Я думаю, что у меня очень хорошие | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень плохие актерские способности |
36. | Я полагаю, что меня как правило, считают сильным человеком | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | как правило, считают слабым человеком |
37. | У меня впечатление, что мне очень трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень легко быть привлекательным (ой) для других |
38. | Я полагаю, что по сравнению с другими мне скорее легко | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | скорее трудно не отвлекаться от дела |
39. | Я полагаю, что мне очень трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень легко вести себя непринужденно |
40. | Я чувствую себя свободно в общении с лицами другого пола | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | очень скованно |
ГИССЕНСКИЙ ЛИЧНОСТНЫЙ
ОПРОСНИК
(ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
Описание Гиссенского теста
Гиссенский личностный опросник (Гиссенский тест — ГТ) был разработан в 1968 г. коллективом немецких ученых на базе Психосоматической клиники Гиссенского университета и быстро завоевал популярность как диагностический инструмент в клинике, удобный для решения различных вопросов индивидуальной и групповой диагностики. Широкое использование ГТ не только в клинических, но и социально-психологических исследованиях привело к необходимости в последующие годы (1975) произвести повторную стандартизацию теста с учетом новых данных (Beckman D. et al., 1983).
Основное отличие ГТ от других психологических тестов заключается в том, что он в значительной степени учитывает социальные установки и реакции личности, что делает его пригодным не только для исследования личности, но и для анализа социальных отношений, в особенности межличностных отношений в малых группах.
В основу разработки ГТ были положены следующие требования:
- тест должен предоставлять возможность испытуемому создать психологический автопортрет, в котором он описывает свой внутренний мир и свои взаимоотношения с окружающими;
- этот автопортрет должен базироваться на особенностях личности, специфичных для внутренней структуры и психосоциальных связей испытуемого (пункты опросника сформулированы таким образом, чтобы испытуемый в основном характеризовал себя во взаимоотношениях с другими людьми);
- тест должен быть пригодным для разных возрастных групп;
- его проведение не должно занимать более 10 — 15 минут, что делает его легко применимым в качестве диагностического инструмента при консультациях, в клинической практике, а также при групповых обследованиях.
ГТ включает 3 варианта одних и тех же 40 биполярных утверждений («Я», «ОН», «ОНА»). Варианты ГТ предназначены для получения независимой характеристики испытуемого; сравнение данных самохарактеристики с независимой характеристикой расширяет возможности индивидуальной диагностики (например, мнение врача как корректирующее дополнение самохарактеристики пациента); делает его особо удобным для социально-психологических исследований (например, обследование супружеских пар, семей, психотерапевтических групп).
Каждое утверждение ГТ оценивается по 7-балльной шкале. Полученные баллы могут быть преобразованы в стандартные подобно преобразованию в MMPI. Основу 6 стандартных шкал ГТ составляет результат факторного анализа пунктов опросника, проведенного на группе из 236 больных неврозами в Гиссенской психосоматической клинике: первые 6 пунктов, имевшие наибольшие нагрузки по одному из факторов, были объединены в шкалы.
Каждая из 6 основных шкал имеет два полюса:
- Шкала социального одобрения на нижнем полюсе подразумевает субъективное представление человека о своей социальной репутации, непривлекательности, неуважении окружающих, неумении добиваться поставленной цели, непопулярности. На полюсе высоких значений находятся лица, уверенные в своей положительной социальной репутации, привлекательности, популярности, способности добиваться поставленной цели, уважении и высокой оценке других людей. Основная тема этой шкалы — способность успешно взаимодействовать с окружением, определенный аспект социальной роли.
- Шкала доминантности имеет на нижнем полюсе властолюбие, нетерпение, желание настоять на своем, на другом — послушание, уступчивость, терпение. Эти взаимодополняющие личностные особенности отождествляются с психосоциальными защитными формами поведения, где противопоставляется агрессивность, импульсивность, притязания на первенство и терпеливость, покладистость, неспособность к агрессии, склонность к подчинению, зависимость.
- Шкала контроля (недостаточный контроль — избыточный контроль). Для нижнего полюса характерны неаккуратность, непостоянство, склонность к беззаботному поведению, легкомысленным поступкам, неумение распоряжаться деньгами. Для избыточного контроля характерна педантичность, усердие, правдивость до фанатичности, отсутствие склонности к легкомысленному, беззаботному поведению.
- Шкала включает вопросы о преобладающем настроении с двумя полюсами: гипоманиакальный (сюда относятся лица, редко испытывающие подавленность, не склонные к рефлексии, не склонные к критическому отношению к себе, не скрывающие раздражения, независимые), депрессивный (часто бывающие подавленными, весьма склонные к рефлексии, робкие, зависимые, скрывающие досаду, очень самокритичные). Вопросы этой шкалы связывают преобладающее настроение с основным для личности направлением развития агрессии (вовне или против собственного «Я»).
- Шкала открытости — замкнутости. Лица, демонстрирующие низкие показатели по этой шкале, характеризуют себя как доверчивых, открытых перед другими людьми, обладающих большой потребностью в любви, откровенностью; на другом полюсе показателей — испытуемые характеризуют себя как замкнутых, недоверчивых, отстраненных от других людей, стремящихся скрывать собственную потребность в любви. В этой шкале отражаются фундаментальные свойства социальных контактов и социального поведения, развивающиеся из первичного доверия или первичного недоверия (Erikson Е. Н., 1953).
- Шкала социальных способностей — описывает на одном полюсе активную, общительную, непринужденную конкурентоспособную личность с богатым воображением и способностью на сильные чувства. Социальная слабость, по мнению авторов, характеризуется необщительностью, слабой способностью к самоотдаче, неспособностью к длительным привязанностям, бедной фантазией. Комплекс качеств, отраженных в этой шкале, позволяет судить о степени зрелости личности, где на левом полюсе описывается личность самостоятельная, активно творческая, уверенная в себе, способная к прочным и длительным межличностным отношениям (в оригинале название шкалы звучит как социальная потентность).
В целом, содержание 6 стандартных шкал, по замыслу авторов ГТ, охватывает те внутриличностные и психосоциальные переменные, которые имеют центральное значение для современной психоаналитической диагностики. Однако такая трактовка данных необязательна, «сам по себе диагностический профиль не требует каких-либо концептуальных трактовок, он представляет просто цепь подтвержденных математическим анализом связей между отдельными признаками» (Блейхер В. М., Крук И. В., 1986), позволяющий совершать последующую интерпретацию в рамках различных теоретических направлений.
Кроме интерпретации результатов теста по 6 стандартным шкалам возможна более сложная, но и более тонкая и дифференцированная диагностика, основанная на всех 40 пунктах ГТ.
Исследования различных социальных и клинических групп дали возможность определить типичные диагностические диаграммы, помогающие в интерпретации индивидуальных личностных профилей.
Области применения ГТ благодаря его компактности и структуре могут быть весьма разнообразны. Особенности конструкции ГТ, позволяющие учитывать личностные, интрапсихические и социально-психологические переменные, дают возможность не только исследовать соответствующие характеристики, но и устанавливать связи между внутри- и межличностными переменными, соотносить личностные признаки с межличностным взаимодействием, социальным поведением, социальными установками и реакциями личности.
Основная сфера применения ГТ — это клинико-психологические исследования, где ГТ может быть использован как для индивидуальной личностной, так и групповой диагностики.
В индивидуальной диагностике наличие трех вариантов методики расширяет диапазон ее применения по сравнению с классическими личностными тестами. ГТ позволяет получить психологический автопортрет, отражающий комплекс качеств, представление о которых может в значительной степени способствовать решению дифференциально-диагностических задач (различные формы неврозов, неврозы и психопатии и пр.). В руководстве по применению ГТ авторы приводят типичные профили больных неврозами, язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки, делинквентных подростков и др. Наряду с этим ГТ может быть использован для получения информации о том, каким испытуемый хотел бы видеть себя (идеальное «Я»). Сопоставление реального и идеального образов «Я» имеет важное значение для психологической диагностики, поскольку степень сходства или различия двух параметров позволяет диагностировать такую важнейшую личностную характеристику как самооценка и, косвенным образом, «индекс невротичности». Возможно также использование ГТ для получения независимых характеристик испытуемого со стороны членов его семьи, лечащего врача и других лиц его окружения. Сопоставление самохарактеристик с независимыми характеристиками в значительной степени способствует объективизации самооценки испытуемого.
Групповая диагностика с помощью ГТ может проводиться по двум различным направлениям. Первое направление — диагностика межличностного взаимодействия, основанная на рассмотрении взаимоотношений между членами группы, частями группы и разными группами. Так, например, ГТ предоставляет важную информацию для анализа взаимоотношений врачей и пациентов в отделении, отношений между супругами, между пациентами психотерапевтической группы. Второе направление групповой диагностики — это анализ типичных свойств коллективов и групп по сравнению с нормой или контрольной группой. Групповая диагностика позволяет дополнить представления об интрапсихических особенностях пациента представлениями об особенностях межличностного взаимодействия, иными словами, включить межличностный, поведенческий аспект в контекст реализации диагностических задач.
ГТ также может быть полезен в исследованиях, направленных на контроль за эффективностью психотерапии. Особенностью структуры ГТ является то обстоятельство, что наряду с постоянными во времени личностными свойствами, авторы включили переменные, которые связаны с ожидаемыми изменениями при проведении психотерапии. Однако в этих исследованиях возможны методические затруднения, связанные с тем, что в отличие от MMPI и подобных опросников ГТ не имеет предпочтительных направлений в отдельных шкалах, которые определенным образом диагностируют неврозы: изменения влево и вправо в равной степени могут отражать усиление и ослабление невротических тенденций, оценка изменений при таком методе зависит от исходных позиций по отдельным шкалам. Усреднение же показателей в этом случае приведет к нивелировке как изначально имеющихся различий, так и возникающих изменений, представленных в самохарактеристиках обследуемых пациентов. Рекомендуется в случае разных клинических групп и различной по форме и длительности психотерапии разрабатывать релевантные выборке специальные шкалы на базе всех 40 пунктов опросника.
Наряду с областью клинико-психологических исследований ГТ может быть использован при проведении социально-психологических исследований, так как возможность изучения с помощью ГТ психологических автопортретов, независимых характеристик и образов идеального «Я», ауто- и гетеростереотипов, представлений о профессии (образа профессии), групповых эталонов (идеалов) и т. п. делает особенно широким спектр его применений в этой области исследований.
В приложении приводится сопоставление усредненных показателей по каждой шкале нашей версии ГТ группы больных неврозами и нормативной выборки.
Адаптация ГТ проводилась в соответствии с общими правилами технологии создания и адаптации методик (Бодалев А. А., Столин В. В., 1987) и включала перевод методики, получение тестовых норм, проверку психометрических показателей (валидность и надежность теста).
Перевод осуществлялся параллельно специалистами-филологами и психологами, владеющими немецким языком. Обратный перевод был сделан студентом-психологом Свободного Университета (Берлин) Э. Вирцба, стажировавшимся в отделении неврозов и психотерапии Института им. В. М. Бехтерева.
Первоначальная редакция русского варианта ГТ, апробированного на репрезентативной выборке (студенты, педагоги, менеджеры и пр., n = 426), не удовлетворяла критериям валидности и достоверности. Пункты недостоверных шкал в измененной формулировке вошли во вторую редакцию русского варианта Гиссенского теста, представленную в данных методических рекомендациях.
Стандартизация Гиссенского теста
Выборка для стандартизации 2-й редакции ГТ состояла из 173 человек в возрасте от 18 до 57 лет. Средний возраст — 30,5 лет. По социальному составу выборка была разнородной. Основные группы испытуемых: студенты разных курсов технических вузов Санкт-Петербурга и врачи, проходившие стажировку в ГИДУВе; мужчин и женщин было примерно поровну (82 женщины и 91 мужчина).
Характеристика пунктов опросника
Оценка пунктов опросника производится при помощи 7-балльной шкалы, имеющей следующий первоначальный вид:
3 2 1 0 1 2 3
Для подсчета используется линейное преобразование шкалы, где значению 3 слева соответствует оценка 1. Шкала приобретает следующий вид:
3 2 1 0 1 2 3
1 2 3 4 5 6 7
Первичные статистические характеристики шкал
Гиссенского теста
Все шкалы опросника имеют распределения, близкие к нормальному. Средние, стандартные отклонения и ошибки среднего, полученные на выборке из 173 испытуемых независимо от пола и возраста, приведены в табл. 1. Приводятся также соответствующие значения немецкого варианта методики. Эти данные для сравнения помещены в таблицах ниже показателей адаптированного текста.
Таблица 1
Первичные статистические характеристики шкал Гиссенского теста
I | II | III | IV | V | VI | |
Средние по шкалам | 27,7±0,3 28,8 | 25,4±0,3 27,2 | 23,3±0,3 26,8 | 27,5±0,4 23,3 | 19,3±0,3 22,3 | 17,9±0,3 20,1 |
Стандартные отклонения | 4,7 5,3 | 5,1 5,1 | 4,9 5,7 | 5,3 6,2 | 4,6 5,9 | 4,3 5,3 |
Вычисление показателей шкал ГТ производится следующим образом: биполярная градуировка пунктов преобразуется при помощи линейного преобразования. Пунктам 3, 2, 1, 0, 1, 2, 3 соответствуют баллы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Сырая оценка по шкале представляет сумму преобразованных оценок пунктов с учетом знака (ключи для подсчета шкальных оценок приводятся в приложении) и включает соответствующую константу для каждой шкалы. Например, для IV шкалы сырая оценка (СО) складывается из баллов по следующим пунктам:
СО=СО4 + СО5+СO6 + СО8 — СО14 — СО29+16
Анализ интеркорреляций шкал опросника показал, что большинство показателей взаимосвязи между шестью шкалами ГТ не достигают значимого уровня, что указывает на независимость выделенных личностных характеристик.
Преобразование шкал Гиссенского теста
Как и в случае пунктов опросника, сырые показатели шкал ГТ могут быть преобразованы в стандартные Т-баллы. Преобразование проводится по формуле:
,
где х и равны средним стандартным отклонениям по шкалам. Сырая оценка по шкале может теоретически принимать значения от 6 до 42. В соответствии с Т-преобразованием, N принимается равным 50, S — равным 10.
Соответствующие стандартные оценки для шкал I—VI даны в приложении: Таблица перевода сырых оценок по шкалам ГТ в стандартные Т-баллы. Слева в первой колонке указаны сырые оценки, а в следующих колонках — Т-баллы шкал I—VI.
Оценки по шкале 1-33 и 1-67 означают, что ниже и выше указанных баллов находится по 4,5% всех результатов по выборочной группе стандартизации.
Это преобразование аналогично преобразованию, проводимому в широко известном опроснике MMPI. Как на существенное отличие можно указать на возможность интерпретации высоких отклонений от среднего значения, равного 50, в оба направления. Профильный лист (так же если сравнивать с MMPI) повернут на 90°, чтобы не подчеркивать значения высоких оценок, а учитывать отклонения вправо и влево, существенные в равной мере.
Сравнение полученных на нашей выборке средних по 6 шкалам ГТ с нейтральными средними значениями, которые теоретически возможно было бы получить (в каждую шкалу входит 6 пунктов со средним значением, равным 4, т. е. 6Х4 = 24), обнаруживает сдвиг средних значений самооценок относительно этих нейтральных средних значений. Можно полагать, что в этих сдвигах отражаются тенденции приписывать себе социально желательные черты (Fordyce W. Е., 1956; Edwards A. L., 1962, и др.), так называемый «positivity bias» (Brunner J. S., Tagiuri R., 1954); таким образом, самохарактеристики выборочной группы одновременно указывают на общественные эталоны в обследованной популяции (Beckman D. et al., 1983).
Наиболее выраженные отклонения от нейтрального среднего обнаруживаются в нашей выборке у шкал 1, 5 и 6. Согласно этим данным, социально желательными являются такие характеристики личности как уверенность в социальном одобрении окружающих (шкала 1), открытость (шкала V), наличие социальных способностей (развитые социальные навыки) (шкала VI).
Следует отметить, что в немецкой выборке стандартизации отклонения оценок от нейтральных средних кроме 1 и 6 шкалы, как в нашей группе, были получены по шкале 2 — послушность и шкале 3 — высокий самоконтроль, что, по-видимому, свидетельствует об определенных национальных стереотипах.
Кроме 6 основных шкал ГТ включает 2 установочные шкалы, показатели которых складываются из количества крайних и средних выборов по каждому пункту.
В табл. 2 приведены характеристики установочных шкал. Шкала М показывает количество выборов 0 при биполярных шкалах пунктов (3—2—1—0—1—2—3). Шкала Е показывает общее количество крайних выборов (3) слева и справа.
Таблица 2
Характеристики установочных шкал М и Е
Среднее значение | Стандартные отклонения | |
М | 6,6 | 4,6 |
9,3 | 8,1 | |
Е | 6,2 | 5,7 |
8,5 | 6,1 |
Нижние значения в таблице соответствуют данным, полученным в немецком варианте теста.
Шкалы М и Е, согласно ожиданиям, коррелируют слегка отрицательно (r = -0,24). На основании показателей установочных шкал можно судить об отношении испытуемого к ситуации обследования, его состоянии и защитных механизмах (например, большое количество средних выборов может быть истолковано как проявление эмоционального безразличия к процедуре обследования; большое количество крайних выборов может указывать на возбужденное состояние или низкий самоконтроль).
Психометрические характеристики Гиссенского теста
Исследование психометрических характеристик ГТ включало вычисление его валидности и надежности (подробнее см. Е. А. Голынкина, 1992).
Конструктивная (конструктная) валидность шкал ГТ демонстрируется их связями с другими, родственными характеристиками личности, определявшимися в данном случае при помощи личностного 16-факторного опросника Кеттелла.
Анализ связей шкал ГТ с факторами личностного опросника Кеттелла подтверждает репрезентативность ГТ относительно измеряемых областей поведения. Вместе с тем, процедура валидизации ГТ обогатила понимание психологического значения каждой из шкал опросника.
ГТ конструировался авторами как тест, измеряющий не только стабильные, инвариантные во времени личностные характеристики, но и такие психологические свойства, которые подвержены изменению (в целях использования его для контроля результатов психотерапии).
В связи с этим использовали два способа вычисления надежности теста:
- Показатель ретестовой надежности определяет стабильность во времени результатов опросника на той же выборке.
- Показатель одномоментной надежности определяет внутреннюю согласованность пунктов, входящих в одни и те же шкалы.
Соответствующие характеристики шкал приведены в табл. 3.
Таблица 3
Характеристики надежности шкал ГТ
I | I I | III | IV | V | VI | |
Стабильность | 0,76 | 0,60 | 0,83 | 0,62 | 0,79 | 0,58 |
Внутренняя согласованность | 0,65 | 0,49 | 0,45 | 0,70 | 0,51 | 0,58 |
Полученные результаты стабильности и внутренней согласованности отражают относительно невысокую надежность некоторых шкал ГТ, связанную, по-видимому, с особенностями его конструирования.
По данным авторов оригинальной версии ГТ, корреляции результатов повторных исследований (стабильность ГТ) также выше, чем коэффициенты внутренней согласованности, что совпадает с полученными результатами изучения психометрических параметров русской версии.
Ключи для обработки ГТ
S . | I | II | III | IV | V | VI |
9 – | 1 + | 13 – | 4 – | 10 + | 2 + | |
16 + | 3 + | 18 + | 5 + | 11 + | 7 + | |
23 + | 22 + | 21 + | 6 – | 15 + | 17 + | |
27 + | 28 + | 24 – | 8 + | 19 + | 26 + | |
33 + | 31 – | 38 – | 14 + | 25 – | 30 + | |
37 + | 35 + | 39 – | 29 + | 34 + | 40 + | |
Константы | 8 | 8 | 32 | 16 | 8 | 0 |
Обработку заполненных опросников следует производить с использованием приведенных ключей, суммируя ответы на пункты «+» со своим знаком и ответы на пункты «—» с обратным знаком. К сумме ответов по каждой шкале прибавляется константа.
Таблица усредненных показателей шкал Гиссенского теста
больных неврозами и нормативной выборки
Шкалы ГТ | Больные неврозами | Нормативная выборка | Значение Т-критерия | |||
I | 24,22 ± 0,69 | 27,68 ± 0,36 | 4,80** | |||
II | 24,41 ± 0,69 | 25,37 ± 0,38 | н. з. | |||
III | 25,24 ± 0,79 | 23,26 ± 0,37 | 2,91* | |||
IV | 31,30 ± 0,58 | 27,45 ± 0,40 | 7,40** | |||
V | 18,57 ± 0,78 | 19,30 ± 0,35 | н. з. | |||
VI | 19,74 + 0,70 | 17,86 ± 0,32 | 3,54** |
** — различия достоверны при p < 0,001
* — различия достоверны при p <.0,01
С учетом мнения составителей теста (Beckman D. et al., 1983), при групповых сопоставлениях можно отказаться от стандартизованных оценок (Т-баллов) и работать с сырыми оценками.
Таблица перевода сырых оценок по шкалам ГТ в стандартные Т-баллы
Сырые оценки | I | II | III | IV | V | VI |
6 | 4 | 12 | 15 | 10 | 21 | 23 |
7 | 6 | 14 | 17 | 12 | 23 | 25 |
8 | 8 | 16 | 19 | 13 | 25 | 27 |
9 | 11 | 18 | 21 | 15 | 28 | 30 |
10 | 13 | 20 | 23 | 17 | 30 | 32 |
11 | 15 | 22 | 25 | 19 | 32 | 34 |
12 | 17 | 24 | 27 | 21 | 34 | 36 |
13 | 19 | 26 | 29 | 23 | 36 | 39 |
14 | 21 | 28 | 31 | 25 | 39 | 41 |
15 | 23 | 29 | 33 | 27 | 41 | 43 |
16 | 25 | 31 | 35 | 28 | 43 | 46 |
17 | 27 | 33 | 37 | 30 | 45 | 48 |
18 | 30 | 35 | 39 | 32 | 47 | 50 |
19 | 32 | 37 | 41 | 34 | 49 | 53 |
20 | 34 | 39 | 43 | 36 | 52 | 55 |
21 | 36 | 41 | 45 | 38 | 54 | 57 |
22 | 38 | 43 | 47 | 40 | 56 | 60 |
23 | 40 | 45 | 49 | 42 | 58 | 62 |
24 | 42 | 47 | 51 | 44 | 60 | 64 |
25 | 44 | 49 | 54 | 45 | 62 | 66 |
26 | 46 | 51 | 56 | 47 | 65 | 69 |
27 | 49 | 53 | 58 | 49 | 67 | 71 |
28 | 51 | 55 | 60 | 51 | 69 | 73 |
29 | 53 | 57 | 62 | 53 | 71 | 76 |
30 | 55 | 59 | 64 | 55 | 73 | 78 |
31 | 57 | 61 | 66 | 57 | 75 | 80 |
32 | 59 | 63 | 68 | 59 | 78 | 83 |
33 | 61 | 65 | 70 | 60 | 80 | 85 |
34 | 63 | 67 | 72 | 62 | 82 | 87 |
35 | 65 | 69 | 74 | 64 | 84 | 90 |
36 | 68 | 71 | 76 | 66 | 86 | 92 |
37 | 70 | 73 | 78 | 68 | 88 | 94 |
38 | 72 | 75 | 80 | 70 | 91 | 96 |
39 | 74 | 77 | 82 | 72 | 93 | 99 |
40 | 76 | 79 | 84 | 74 | 95 | 101 |
41 | 78 | 81 | 86 | 75 | 97 | 103 |
42 | 80 | 83 | 88 | 77 | 99 | 106 |
ЛИТЕРАТУРА
- Гиссенский тест — метод исследования личности и межличностных отношений// Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии. — Л., 1990. — С. 121—126.
- Голынкина Е. А. Динамика социально-психологических характеристик больных неврозами в процессе групповой психотерапии. — Канд. дисс, СПб., 1992.
- Beckman D., Brahler E., Richter Н.-Е. Der Giessen-test (GT). Handbuch. — Bern; Stuttgart; Wien: Verlag Hans Huber. — 1983. — 133 S.