Помощь детям и подросткам с девиантным поведением.
Девиантное поведение — термин, который объединяет следующие проявления: школьник дерется, хулиганит, портит чужое имущество, ворует. Подросток может врать, прогуливать школу, уходить из дома, прогуливать уроки школы. Такое поведение может быть двух видов. Мы остановимся на втором — нарушении социальных установок и трудностях в обучении из-за неблагоприятной семейной обстановки. Предпосылки такого поведения, связанные с подростковым периодом, формируются в детстве.
Причина девиантного поведения ребёнка может быть как врожденной, так и обусловленной социальными обстоятельствами.
К врожденным причинам можно отнести генетические факторы, родовые травмы, а также нарушение интеллектуального развития или мыслительных операций. Эти факторы определяют группу риска, но не всегда ведут к девиантному поведению.
Условия риска могут включать антиобщественный образ жизни родителей или насилие. В школе это может включать приоритет учителя в обеспечении авторитета и задания, превышающие возможности ученика, из-за чего он ищет самоутверждение.
Если некоторые из перечисленных причин присутствуют, процесс формирования отклонения от нормы выглядит так:
1. Студент не знает, как вести себя в новых условиях. Старые способы не работают, а новому он пока не научился или не придумал.
2. Школьник пытается выстроить отношения с окружающими, но это не получается. В результате он чувствует себя неудачником и гнев по отношению к ситуации.
3. Ситуация становится невыносимой для незрелой личности.
4. Дальше отклонение может формироваться двумя способами: подросток чувствует вину за неприемлемое поведение и его самооценка падает; или же он оправдывает собственные действия. Для предупреждения девиантного поведения детей и подростков родителям важно обратить внимание на семейные установки, модели воспитания и психологическую атмосферу в семье и школе.
Необходимо создать атмосферу принятия, понимания и защищенности в семье. Важно установить понятные границы и правила для детей. Следует разъяснить им семейные правила, чтобы они усвоили их и стали соблюдать.
В образовательных учреждениях также важно, чтобы подходили к ученику с личностно-ориентированным подходом. Необходимо показать подростку эмоциональную сферу и научить социальным навыкам: как вести себя в конфликтных ситуациях.
Подросток с развитым эмоциональным и социальным интеллектом меньше склонен к агрессивному поведению, поэтому больше возможностей адаптироваться к новой и сложной ситуации без нарушения. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Причины нарушения поведения у детей и подростков могут быть разнообразными, и для их коррекции применим комплексный подход. Необходимо обследовать ребенка на предмет наличия биологических причин и при их наличии обеспечить лечение. Также важно провести проверку методов воспитания в семье, устоявшихся моделей взаимодействия.
Дети и подростки часто попадают в трудные ситуации, когда у них не хватает социальных навыков. Для формирования таких навыков могут использоваться ролевые игры, позволяющие молодому человеку найти новые способы взаимодействия в “лабораторных условиях” игры. В условиях индивидуальных занятий с психологом можно узнать о том, каким образом можно удовлетворять свои потребности, не причиняя вред другим людям. Необходимо поддерживать детей и помогать им переносить полученные навыки из учебно-игровой ситуации в реальную жизненно-важную обстановку.
Девиантное поведение вызывает много сильных эмоций у родителей и педагогов. Однако человек с нарушенным поведением страдает сам от невозможности решать свои проблемы социально положительным способом. Это может быть сигналом о серьезном неблагополучии и нуждается в поддержке.